Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Современный этап развития профессионального образования характеризуется значительным увеличением объемов предлагаемого для усвоения учебного материала, а следовательно, и количества учебных дисциплин с одновременным уменьшением сроков времени на их изучение. При таких условиях существующие педагогические технологии не в состоянии обеспечить высокий уровень общенаучной и профессиональной подготовки выпускников учебных заведений.
Широкий спектр использования информационно-телекоммуникационных технологий (ИТКТ) в сфере образования породил интерес педагогов и психологов к изучению их дидактических возможностей. В то же время актуальной остается проблема активизации учебной деятельности учеников с целью повышения качества образовательного процесса.
Активизация мыслительной деятельности может происходить следующими способами: стихийно, без внимания учителей и учащихся; целенаправленно, то есть на основе формирования приемов умственной деятельности, отбора содержания учебного материала, методов, организационных форм и средств обучения.
Именно на подборе оптимальных методов и форм остановимся более подробно. В этом плане полезным для преподавателей может стать опыт применения ИТКТ в Шепетовском профессиональном лицее, который описан в статье М. Васик «Использование ИТКТ обучения для активизации познавательной деятельности учащихся». Автор подводит итоги методической работы по внедрению ИТКТ в процесс изучения общеобразовательных дисциплин, профессионально-теоретической и профессионально-практической подготовки. В статье определено, что современные информационные технологии имеют ряд положительных свойств, которые выгодно отличают их от традиционных методов. Во-первых, это работа в группе (создание учениками презентаций, работа с учебным тренажером). Во-вторых, возможно занятие в компьютерном классе. В-третьих, индивидуальное обучение на дому с вариантом экстерната, что позволяет развивать у ученика навыки самостоятельной работы с несколькими источниками информации. В-четвертых, разнообразие контроля знаний учащихся. Наконец, это дистанционное обучение.
Еще одним из компонентов повышения мотивации и, как следствие активизации познавательной деятельности учащихся является использование Интернета. Интернет естественно вписывается в жизнь учеников и является одним из самых эффективных средств, помогающих значительно разнообразить процесс обучения. Передовой педагогический опыт показывает, что каждое занятие с использованием Интернет-сайтов вызывает эмоциональный подъем; даже ученики, отстающие от других, с радостью общаются с компьютером, а, например, плохой результат тестирования или общения online, в результате пробелов в знаниях, побуждает обратиться за помощью к учителю или самостоятельно получить эти знания.
Для того, чтобы наиболее полно раскрыть дидактические возможности ИТКТ, рассмотрим варианты применения их на разных этапах учебного процесса. В частности, мы видим большие возможности применения ИТКТ в процессе теоретического, практического обучения учащихся.
Первым этапом урока теоретического обучения является активизация учебной деятельности и актуализация опорных знаний учащихся. С этой целью можно организовать экспресс опрос по предыдущей теме в игровой форме с привлечением интерактивной доски (ИД) и созданных заранее разноплановых задач. Например, это могут быть задачи:
• упорядочить элементы с помощью перетаскивания этих элементов на ИД (установить правильную последовательность процессов, порядок выполнения действий и т.д.);
• совместить подпись с изображением (фото и названия видов кирпичной кладки, фото и названия строительных инструментов и т.д.);
• решение кроссворда на ИД (каждый ученик по очереди вписывает слова);
• найти из перечня элементов лишний;
• расположить элементы в несколько колонок по определенному признаку (ученики по очереди перетягивают элемент из общего списка к определенной колонке) и т.д.
Во время изложения нового материала ИТКТ также имеют ряд возможностей, которые будут описаны далее. Одной из самых распространенных форм применения современных компьютерных технологий является использование видео, анимационных и аудиоматериалов. Эту группу средств используют как наглядные дидактические материалы, которые активизируют познавательные процессы; как источник для проблемных задач, учебного проектирования; как ресурсы, которые несут в себе огромный воспитательный потенциал.
Для закрепления нового материала целесообразно использовать те же методы, что и для актуализации знаний и активизации познавательной деятельности.
Свое применение ИТКТ нашли на лабораторно-практических занятиях в виде виртуальных лабораторий и виртуальных тренажеров. Применение виртуальных лабораторий в образовательном процессе способствует не только повышению качества образования, но и экономии огромных финансовых (валютных) ресурсов, создают безопасную, экологически чистую среду.
Таким образом, можно утверждать, что современные ИТКТ имеют широкий спектр дидактических возможностей и потенциал активизации познавательной деятельности учеников. Однако степень влияния вышеупомянутых технологий на познавательную активность учеников требует дальнейшего изучения.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.