logo search
sbornik / Часть 2

Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.

ФГБОУ ВПО БГУ им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия

Одной из проблем, находящихся сегодня в фокусе подготовки будущих учителей, является исследование формирования их профессиональных умений и навыков. Это связанно с растущей потребностью в людях, обладающих личной инициативой, социальной и профессиональной зрелостью и высоким уровнем развития профессиональных умений и навыков.

В современных условиях модернизации системы профессионального образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей будущих специалистов. В этом процессе важнейшее значение отводится, прежде всего, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, охватывающему целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности профессиональной подготовки студентов среднего профессионального образования в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, т.е. проблема успешного художественно-эстетического образования и воспитания будущих специалистов в области художественно-творческой деятельности.

В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что навыки представляют более высокую стадию овладения упражнениями по выполнению заданий по декоративно-прикладному искусству и трудовыми действиями, чем умения. Эти действия, формируемые при обучении студентов среднего профессионального образования декоративно-прикладному искусству, становятся операциями для выполнения других специфических действий этого предмета.

Студенты – будущие педагоги, в своей учебной деятельности перерабатывают и трансформируют способы учебной работы по декоративно-прикладному искусству, которые ему задает преподаватель.

При этом преподаватель ставит цель и организует деятельность по обучению декоративно-прикладному искусству, так что студенты овладевают умением разработки композиций с учетом приемов выполнения творческих работ по декоративно-прикладному искусству [1].

Это позволяет студенту понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т.д.).

В совместной деятельности по обучению декоративно-прикладному искусству студент получает образец или правило, алгоритм работы, по которой они будут действовать. Этого можно добиться, сравнивая выполняемое задание с данным примером.

Ориентируясь на него, студенты среднего профессионального образования выполняют задание по другой, близкой теме – составляют план по данному учебному материалу. Далее они совместно с преподавателем тщательно анализируют несколько работ из группы, сопоставляя их друг с другом и образцом.

В процессе выполнения заданий происходит автоматизация некоторых компонентов умений, образование навыков. Эти навыки в свою очередь являются необходимым условием успешного овладения новыми, более обобщенными знаниями, навыками и умениями.

Для образования умений нужны планомерные упражнения, основанные на последовательном варьировании и усложнении условий деятельности с тем, чтобы человек мог сознательно учесть влияние этих факторов, приобрести чувственный опыт, необходимый для успешного применения знаний и навыков в решении новых задач. Таким образом, вариативность условий обучения является необходимым фактором формирования гибких, легко переносимых в новые условия умений.

Необходимым условием успешности упражнения являются активный самоконтроль и самооценка – основа сознательной регуляции и усовершенствования заучиваемых действий. Многие авторы считают, что правильная организация обратной связи – основное условие эффективности упражнений [2].

Для проверки эффективности формирования умений и навыков в обучении студентов среднего профессионального образования декоративно-прикладному искусству был разработан учебно-методический комплекс и был проведен педагогический эксперимент по проверке эффективности формирования умений и навыков в обучении студентов декоративно-прикладному искусству. Также были разработаны критерии и система оценки практических работ – соблюдение нормы времени, соблюдение технологии, организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность выполнения.

На основе полученных в ходе констатирующего и контрольно-оценочного этапов данных был проведён сравнительный анализ уровней сформированности умений и навыков у студентов испытуемой группы и представлен в таблице и на рисунке.

Проанализировав данные, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что высокий уровень развития умений и навыков увеличился с 22% до 50%, средний уровень уменьшился с 45% до 33%, а низкий уровень снизился с 33% до 17% (рисунок).

Таблица – Сравнительный уровень сформированности умений и навыков у студентов на двух этапах эксперимента: констатирующем и контрольно-оценочном

Группа

Высокий

Средний

Низкий

Уровень

До применения разработанных педагогических материалов

22%

45%

33%

После применения разработанных педагогических материалов

50%

33%

17%

Рисунок – Сравнительная диаграмма уровня сформированности умений и навыков у студентов до и после эксперимента

Таким образом, в результате педагогического эксперимента удалось выявить, что сформированность умений и навыков у студентов при изучении курса «Декоративно-прикладное искусство» с применением авторского учебно-методического комплекса произошло успешно.

Воздействуя на личность, декоративно-прикладное искусство обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллект, способствует воспитанию эстетических потребностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков студентов.