Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия
Современный этап развития трудового обучения характеризуется использованием разнообразных технологий преобразования материалов, тесной связью теоретического обучения с приобретением практического опыта деятельности, широким спектром применения форм его организации и пр. Все большее внимание уделяется трудовому воспитанию выпускника школы с целью его скорейшей адаптации в трудовой сфере, экономике, производстве. В связи с этим видится целесообразным формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности, организуемой в школе.
Процесс формирования предприимчивости обучающихся представляет собой последовательность его этапов, частей, занятий во взаимосвязи с организованной предпринимательской деятельностью.
Роль руководителя предпринимательской деятельности призван исполнять учитель технологии. Его функции меняются по мере реализации процесса формирования предприимчивости. Если в начале процесса – это в большей степени организаторская функция, то на втором этапе – управленческая, на третьем – контролирующая, на четвертом – консультационная.
На первом этапе необходимо дать обучающимся представление о роли и значении предприимчивости в развитии личности и общества в целом; раскрыть важность умения общаться и способствовать формированию данного умения на начальном этапе; сформировать положительную мотивацию к активной познавательной и практической деятельности в области предпринимательства; сформировать способность определять и формулировать проблему, выявлять причины ее возникновения и предлагать варианты ее разрешения по предложенному образцу (алгоритму); способствовать проявлению исполнительской инициативы в принимаемых решениях; раскрыть важность умения постановки четких целей и способности следовать им. Решению этих задач способствует вовлечение учащихся в процесс разработки предпринимательских идей, организации предпринимательской деятельности. С этой целью могут быть использованы имитационные методы активного обучения: анализ конкретных производственно-экономических ситуаций, имитационные упражнения. Подкрепление данных средств осуществляется такими приемами, как замена монологических методов предъявления информации диалоговыми формами общения, мозговая атака, организация дискуссий, приемы вопросов-ответов, свободных ассоциаций, системного анализа и т.п.
На втором этапе процесса важно сформировать умения самостоятельно ставить стратегически важные цели; научить выделять главное и второстепенное при анализе проблемных ситуаций, самостоятельно намечать план ее разрешения; развивать способность преодолевать трудности при достижении намеченной цели; научить принимать решение, частично перестраивая исходные компоненты проблемной ситуации; сформировать способность принимать решения, сопряженные с риском. Решение этих задач происходит путем вовлечения обучающихся в реальные предпринимательские отношения: изучение спроса и предложения, определение товара или услуги, выявление потенциальных конкурентов, привлечение спонсоров, средств для начала ведения предпринимательской деятельности и т.п. Таким образом осуществляется совершенствование системы средств, в которую вновь включаются активные методы обучения (анализ конкретных производственно-экономических ситуаций, имитационные упражнения), но наполняются иным, включающим личностный смысл, содержанием. Предложенные средства для решения задач второго этапа дополняются учебными ролевыми играми, занимающими ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. Школьное предпринимательство должно быть организовано на принципах самоуправления предпринимательских групп, когда создаются условия для совершенствования знаний в предпринимательском деле, благоприятная производственная атмосфера, соблюдаются основные правила делового общения.
На третьем этапе следует развивать умение общаться, используя этику делового общения; способствовать становлению умения применять новое знание в необычной нестандартной ситуации; стимулировать развитие способности совершать поисковую деятельность в процессе принятия решения; способствовать проявлению активности при решении проблемных ситуаций; научить подвергать всестороннему, глубокому анализу условия и причины возникновения проблемы. Эти задачи этапа успешно реализуются, если старшеклассники активно вовлекаются в систему деятельности, максимально соответствующую деятельности молодого человека, успешно адаптирующегося в новых социально-экономических условиях. В связи с этим старшеклассники включаются в разработку рациональной технологии производства товара или оказания услуги, организуют самоуправление предпринимательских групп, просчитывают рентабельность производства, производят необходимые экономические расчеты. Требованию к подготовке старшеклассников к жизни в условиях рынка наиболее полно отвечает (после предпринимательской) имитационная деятельность в деловых играх. На третьем этапе используются и другие методы активного обучения: анализ конкретных ситуаций, имитационные тренинги и упражнения, тематические дискуссии и т.п.
На четвертом этапе нужно научить учащихся определять общие закономерности и принципы разрешения проблемных ситуаций; способствовать формированию умения осуществлять поисковую деятельность в процессе принятия решения; вырабатывать умения действовать нестандартно, рационально в процессе выработки и принятия оптимального решения; научить решительно действовать в условиях неопределенности информации и проявлять терпимость к неясности ситуации; способствовать становлению умения прогнозировать промежуточные и конечные результаты. Решение данных задач происходит в процессе организации проектного метода обучения, выступающего как одно из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в разностороннюю формирующую деятельность. Данное обстоятельство позволяет системно воздействовать на личность старшеклассников, актуализируя и закрепляя сформированные компоненты предприимчивости на предыдущих этапах процесса, что, в свою очередь способствует повышению степени его целостности.
Наличие в предпринимательской деятельности обучающихся учебного, трудового, игрового, организаторского, профессионального, управленческого, исполнительского, коммуникативного, исследовательского и других компонентов позволяет обеспечить учащимся целостное видение производственно-экономической ситуации. Ее существенной характеристикой является экономическая свобода, то есть возможность самостоятельно принимать решения по поиску и выбору формы, вида и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использованию продукта и дохода, ею приносимого. Указанные условия участия обучающихся в предпринимательской деятельности, по нашему мнению, могут обогатить процесс формирования предприимчивой личности.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.