Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
На современном этапе человек, его жизнь и здоровье определяются как высокие человеческие ценности, поскольку именно они являются показателем цивилизованности общества, главным критерием эффективности деятельности всех его сфер. Перед обществом стоят актуальные задачи его развития, которые предусматривают формирование и развитие у молодого поколения устойчивого стремления к сохранению и укреплению своего здоровья.
Считаем, что здоровье является важнейшим показателем экономической, социальной, духовной норм развития общества и тесно связано с интеллектуальным развитием общества, науки, культуры, образования, физического воспитания и спорта [1]. Можно сказать, что здоровье является важнейшим ресурсом устойчивого развития любого общества, более того, здоровье ‑ это основа культурного и цивилизованного развития всего мирового сообщества.
Проблема здоровьесохранения молодежи ‑ это важнейшая задача государства и общества. В последние годы, как отмечает И.Л. Левина, здоровьесохраняющая деятельность все интенсивнее проникает в учебно-воспитательный процесс учебных заведений всех типов и уровней [2, с. 30].
Занятия в высшем учебном заведении, по нашему убеждению, нужно строить таким образом, чтобы не только укрепить здоровье студентов, но и сформировать у них здоровьесохраняющие компетенции. Формирование здоровьесохранения студентов высшего профессионального образования рассматривается нами как сложный интегральный процесс, характеризующийся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесохраняющей деятельности, способствует саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса ВУЗа.
Система формирования у студентов здоровьесохраняющих компетенций включает следующие взаимосвязанные функциональные элементы [3, с. 354]:
1. Цели педагогической системы образования в области здоровья (готовность студента к личностно-профессиональной деятельности в сфере здоровьесохранения).
2. Профессорско-преподавательский состав (культура здоровья педагога высшей школы, компетентность в вопросах здоровья).
3. Информационная обеспеченность образования в области здоровья. Мы считаем, что учебная и научная информация по вопросам здоровья и ЗОЖ должна носить опережающий характер.
4. Средства педагогической коммуникации. Отличительной чертой средств педагогической коммуникации, направленных на повышение качества подготовки будущих педагогов в сфере здоровьесбережения, является использование технологий обучения и воспитания, способствующих профилактике информационных стрессов и неврозов у студентов. В качестве элементов таких технологий нами используются тренинги, чередование видов учебной деятельности, методы психофизиологической разгрузки и другие формы психологического сопровождения для развития направленности студентов на формирование здоровьесохранения, создание благоприятного психологического микроклимата в учебном процессе.
5. Контингент студентов. Активность студентов как субъектов формирования здоровьесохраняющих компетенций достигается за счет определенных условий. Например, привлечение к научно-исследовательской работе по здоровьесохраняющей тематике, проведение совместных с преподавателями научно-практических конференций; использование творческих задач; применение системы деловых игр в области формирования ЗОЖ, а также в процессе самооценки образа жизни и составления индивидуальных программ коррекции факторов риска.
6. Оценочный компонент предполагает оценку результатов функционирования модели формирования у будущих инженеров этих компетенций. В целом, результат образовательной системы заключается в развитии у студентов физических, психических, функциональных свойств личности; творческой готовности к новой профессиональной роли специалиста образования.
Создание здоровьесохраняющей среды в ВУЗе предполагает постановку и решение следующих основных задач [4, с. 115]:
1. Создание здоровьесохраняющей инфраструктуры в вузе, что обеспечивает нормативные санитарно-гигиенические условия проживания, питания, воспитания и обучения студентов.
2. Внедрение здоровьесохраняющих технологий и рациональная организация учебно-воспитательного процесса. Гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.
3. Обеспечение условий для активного отдыха студентов и преподавателей, занятий физической культурой и спортом.
4. Обеспечение системы комплексного профилактического медицинского обслуживания преподавателей и студентов. Подразумевает осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса.
Формирование здоровьесохраняющих знаний, умений и навыков в условиях педагогического ВУЗа должно осуществляться на всех уровнях от ректора до студента. Субъектами управления педагогическим процессом формирования названных компетенций будут выступать: ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой, профессор, доцент преподаватель, куратор, студент.
Следовательно, эффективность работы по здоровьесохранению будущих инженеров-педагогов зависит как от приоритетов вузовского образования, общей цели учебного заведения, так и от индивидуальных усилий каждого из участников образовательного процесса.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература