Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Рыночные отношения в современном обществе кардинально меняют характер и цель труда – возрастает его интенсивность, напряженность, соответственно и требования к профессиональной ответственности работников, существенно увеличивается доля интеллектуального труда. В современных условиях человек должен иметь высокий уровень владения профессиональными функциями, умение адаптироваться к изменениям в области техники и технологии производства, творчески выполнять производственные задачи, демонстрировать готовность к проектной деятельности, владеть научно-исследовательским аппаратом, уметь принимать правильные решения.
В условиях рыночной экономики специалисту необходимо не только постоянно совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, но и быть психологически мобильным, готовым к изменению профессиональной деятельности, к самореализации в других областях. Как свидетельствует мировой опыт, из-за быстрой смены технологий за время продуктивной жизни человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда вытекает вывод, что перед началом самостоятельной трудовой деятельности каждый индивид должен получить широкий кругозор, ознакомиться с разнообразными видами преобразовательной деятельности человека, оценить собственные возможности и осознанно выбрать будущую профессию.
Задачи, поставленные перед общеобразовательной школой, актуализировали необходимость пересмотра и дальнейшего усовершенствования технологической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) с позиции системности и интеграции знаний.
Учебный материал технических дисциплин должен быть логически связан с общенаучными дисциплинами и включать тщательно отобранные элементы технических знаний. Заслуживает внимания мнение о поиске оптимального пути органичного соединения естественно-математических и профессионально-практических дисциплин, начиная уже с первых курсов [1].
Техническая подготовка дает возможность будущим учителям технологий (трудового обучения) ориентироваться в общих закономерностях строения и использования техники, познать историю и перспективы ее дальнейшего развития. Без этих знаний не может быть квалифицированного учителя, способного реализовать задачи трудового обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений.
В то же время требует особого внимания внутреннее противоречие системы образования, которое влияет на все аспекты его деятельности. Как известно, производство и наука постоянно развиваются, и высшее профессиональное образование должно учитывать требования производства, а также быть нацеленным на перспективу. С другой стороны, существуют трудности с быстрым изменением учебных программ подготовки специалистов.
Знания, полученные студентами во время учебы, закрепляются путем формирования умений и навыков, только после этого становятся действительными. Научить может только тот учитель, который сам владеет прочными знаниями, имеет комплекс умений и навыков. Это побуждает в процессе подготовки будущих специалистов к постоянной активизации познавательной деятельности студентов в педагогическом ВУЗе с целью прочного закрепления знаний на основе развития практических умений и навыков.
Важная задача учителя технологий (трудового обучения) – не только научить учеников тому, что знает и умеет сам, но и создать базу для дальнейшего совершенствования знаний и умений. Техническая подготовка необходима учителю для организации процесса обучения основам техники, трудового обучения и воспитания учеников, для формирования у них общетрудовых умений, навыков грамотного использования оборудования и инструментов.
Несмотря на научные достижения в области технической подготовки учителей технологий (трудового обучения), до сих пор существуют недостатки в его структуре и содержании. В частности, укрепилась тенденция преподавать технические дисциплины по образцу высших технических заведений, хотя цели и задачи их изучения существенно отличаются от тех, которые должны реализовать инженеры. На наш взгляд, ни содержание, ни структура технических дисциплин сегодня не учитывают их педагогической направленности. Ведь будущий учитель технологий (трудового обучения) должен уметь преобразовывать полученные у вузе технические знания с целью передачи их ученикам. Учитывая это, считаем необходимым поиск путей тесной взаимосвязи технической подготовки с методической и общепедагогической.
Целостная педагогическая деятельность учителя технологий (трудового обучения) включает три основных, тесно взаимосвязанных аспекта: педагогический, психологический и технический. Учитель должен отвечать всем этим требованиям профессиональной деятельности, соединяя три профессиональные роли: предметника, методиста и психолога. В разных педагогических ситуациях поочередно преобладает та или иная роль. Именно в тесной взаимосвязи технического с психолого-педагогическим аспектов мы видим сущность технической подготовки студентов у педагогическом вузе.
Реформирование системы образования в области технической подготовки студентов должно предусматривать: смещение акцентов в процессе учебы в сторону интеллектуализации знаний за счет снижения роли репродуктивной деятельности; усиление практической направленности содержания образования.
Во время изучения дисциплин технического цикла образуются самые благоприятные условия для реализации принципа взаимосвязи теории и практики, что служит критерием истины. Во-первых, студенты убеждаются в правильности теоретических положений, что способствует осознанию и освоению знаний. Во-вторых, проверяются знания студентов и их умения применять полученные знания для решения практических задач. В-третьих, формируются навыки использования полученных знаний в практической работе.
Техническую подготовку будущих учителей технологий (трудового обучения) оптимизирует использование исторического учебного материала. Знания истории изучаемой дисциплины помогают студенту постичь динамику ее развития. Существуют следующие возможности для использования исторической информации в ходе овладения техническими дисциплинами: изучение истории науки и становления учебной дисциплины; ознакомления с жизнью и деятельностью известных ученых, которые сделали существенный вклад в становление и развитие техники; ознакомление с историей создания технических объектов и развития производственных технологий.
Учитель технологии (трудового обучения) призван выполнять в общеобразовательном учебном заведении ряд специфических задач, целенаправленно формируя творческие способности учеников, что предоставляет собой обязательное условие успешного выполнения любого вида деятельности. В связи с этим актуальным становится вопрос о подготовке такого учителя, который бы не только владел знаниями психолого-педагогических наук и своей специальности, но и глубоко осознавал сущность педагогической деятельности, имел качества учителя-исследователя, новатора, отчетливо представлял процесс формирования технического мышления, что является результатом усвоения и применения технических знаний, умений и навыков.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.