logo search
sbornik / Часть 1

Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Рыночные отношения в современном обществе кардинально меняют характер и цель труда – возрастает его интенсивность, напряженность, соответственно и требования к профессиональной ответственности работников, существенно увеличивается доля интеллектуального труда. В современных условиях человек должен иметь высокий уровень владения профессиональными функциями, умение адаптироваться к изменениям в области техники и технологии производства, творчески выполнять производственные задачи, демонстрировать готовность к проектной деятельности, владеть научно-исследовательским аппаратом, уметь принимать правильные решения.

В условиях рыночной экономики специалисту необходимо не только постоянно совершенствовать свои профессиональные умения и навыки, но и быть психологически мобильным, готовым к изменению профессиональной деятельности, к самореализации в других областях. Как свидетельствует мировой опыт, из-за быстрой смены технологий за время продуктивной жизни человек вынужден несколько раз менять профессию. Отсюда вытекает вывод, что перед началом самостоятельной трудовой деятельности каждый индивид должен получить широкий кругозор, ознакомиться с разнообразными видами преобразовательной деятельности человека, оценить собственные возможности и осознанно выбрать будущую профессию.

Задачи, поставленные перед общеобразовательной школой, актуализировали необходимость пересмотра и дальнейшего усовершенствования технологической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) с позиции системности и интеграции знаний.

Учебный материал технических дисциплин должен быть логически связан с общенаучными дисциплинами и включать тщательно отобранные элементы технических знаний. Заслуживает внимания мнение о поиске оптимального пути органичного соединения естественно-математических и профессионально-практических дисциплин, начиная уже с первых курсов [1].

Техническая подготовка дает возможность будущим учителям технологий (трудового обучения) ориентироваться в общих закономерностях строения и использования техники, познать историю и перспективы ее дальнейшего развития. Без этих знаний не может быть квалифицированного учителя, способного реализовать задачи трудового обучения и воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений.

В то же время требует особого внимания внутреннее противоречие системы образования, которое влияет на все аспекты его деятельности. Как известно, производство и наука постоянно развиваются, и высшее профессиональное образование должно учитывать требования производства, а также быть нацеленным на перспективу. С другой стороны, существуют трудности с быстрым изменением учебных программ подготовки специалистов.

Знания, полученные студентами во время учебы, закрепляются путем формирования умений и навыков, только после этого становятся действительными. Научить может только тот учитель, который сам владеет прочными знаниями, имеет комплекс умений и навыков. Это побуждает в процессе подготовки будущих специалистов к постоянной активизации познавательной деятельности студентов в педагогическом ВУЗе с целью прочного закрепления знаний на основе развития практических умений и навыков.

Важная задача учителя технологий (трудового обучения) – не только научить учеников тому, что знает и умеет сам, но и создать базу для дальнейшего совершенствования знаний и умений. Техническая подготовка необходима учителю для организации процесса обучения основам техники, трудового обучения и воспитания учеников, для формирования у них общетрудовых умений, навыков грамотного использования оборудования и инструментов.

Несмотря на научные достижения в области технической подготовки учителей технологий (трудового обучения), до сих пор существуют недостатки в его структуре и содержании. В частности, укрепилась тенденция преподавать технические дисциплины по образцу высших технических заведений, хотя цели и задачи их изучения существенно отличаются от тех, которые должны реализовать инженеры. На наш взгляд, ни содержание, ни структура технических дисциплин сегодня не учитывают их педагогической направленности. Ведь будущий учитель технологий (трудового обучения) должен уметь преобразовывать полученные у вузе технические знания с целью передачи их ученикам. Учитывая это, считаем необходимым поиск путей тесной взаимосвязи технической подготовки с методической и общепедагогической.

Целостная педагогическая деятельность учителя технологий (трудового обучения) включает три основных, тесно взаимосвязанных аспекта: педагогический, психологический и технический. Учитель должен отвечать всем этим требованиям профессиональной деятельности, соединяя три профессиональные роли: предметника, методиста и психолога. В разных педагогических ситуациях поочередно преобладает та или иная роль. Именно в тесной взаимосвязи технического с психолого-педагогическим аспектов мы видим сущность технической подготовки студентов у педагогическом вузе.

Реформирование системы образования в области технической подготовки студентов должно предусматривать: смещение акцентов в процессе учебы в сторону интеллектуализации знаний за счет снижения роли репродуктивной деятельности; усиление практической направленности содержания образования.

Во время изучения дисциплин технического цикла образуются самые благоприятные условия для реализации принципа взаимосвязи теории и практики, что служит критерием истины. Во-первых, студенты убеждаются в правильности теоретических положений, что способствует осознанию и освоению знаний. Во-вторых, проверяются знания студентов и их умения применять полученные знания для решения практических задач. В-третьих, формируются навыки использования полученных знаний в практической работе.

Техническую подготовку будущих учителей технологий (трудового обучения) оптимизирует использование исторического учебного материала. Знания истории изучаемой дисциплины помогают студенту постичь динамику ее развития. Существуют следующие возможности для использования исторической информации в ходе овладения техническими дисциплинами: изучение истории науки и становления учебной дисциплины; ознакомления с жизнью и деятельностью известных ученых, которые сделали существенный вклад в становление и развитие техники; ознакомление с историей создания технических объектов и развития производственных технологий.

Учитель технологии (трудового обучения) призван выполнять в общеобразовательном учебном заведении ряд специфических задач, целенаправленно формируя творческие способности учеников, что предоставляет собой обязательное условие успешного выполнения любого вида деятельности. В связи с этим актуальным становится вопрос о подготовке такого учителя, который бы не только владел знаниями психолого-педагогических наук и своей специальности, но и глубоко осознавал сущность педагогической деятельности, имел качества учителя-исследователя, новатора, отчетливо представлял процесс формирования технического мышления, что является результатом усвоения и применения технических знаний, умений и навыков.