logo search
sbornik / Часть 2

Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Современная система белорусского образования уже около двух десятилетий пытается преодолеть издержки авторитарной и занять место под знаменами личностно-ориентированной (экзистенциальной) педагогики. Но, как показывает опыт, лозунги личностно-ориентированной педагогики в рамках современной школы до сих пор во многом остаются декларацией. Мы не можем представить школу без классно-урочной системы, без строгого и требовательного учителя-предметника, главной задачей которого считается дать ученику определенный образовательной программой уровень знаний, умений и навыков, без классного руководителя, выступающего в роли «клушки-наседки», без школьной администрации, выполняющей роль «надзирателя» и в определенных случаях «карателя», без родителей, которые послушно выполняют просьбы школьной администрации и классных руководителей и, по сути, учатся со своим ребенком все одиннадцать лет. Потом мы искренне удивляемся, что в итоге получаем выпускника, не готового не только к сознательному выбору будущей профессии, но и собственного жизненного маршрута. В подобной ситуации необходимо не только искать новый символ педагогической инновационности, компетентности и профессионального мастерства, но и сделать его педагогической реальностью. Таким символом может стать стратегия педагогического сопровождения. Любое социальное явление имеет определенную внутреннюю организацию. Не является исключением из правил и феномен педагогического сопровождения. В современных условиях педагогическая наука зачастую обращается к системному подходу. В соответствии с ним, стратегию сопровождения следует представить в качестве педагогической системы, которую можно определить как множество взаимосвязанных структурных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

В соответствии с теорией педагогического менеджмента можно выделить следующие функциональные компоненты педагогического сопровождения:

  1. целевой (проектировочный) коммуникативный;

  2. содержательно-организационный;

  3. аналитико-результативный [1, с. 44].

Между структурными компонентами существуют постоянные, устойчивые и последовательные связи и взаимосвязи, что, в конечном счете, должно способствовать обеспечению эффективного сопровождения.

Цель педагогического сопровождения – создание условий для максимального развития возможностей и личного потенциала обучающихся, что способствует их успешной социальной адаптации и повышению социальной активности [2, с. 7].

Задачи педагогического сопровождения:

Принципы педагогического сопровождения:

  1. личностно-ориентированный принцип;

  2. принцип вариативности;

  3. принцип S-S взаимодействия;

  4. принцип компетентности [3, с. 12];

  5. принцип творческой активности;

  6. принцип системности и систематичности;

  7. принцип непрерывности [4, с. 19].

Уровни педагогического сопровождения:

Этапы педагогического сопровождения:

  1. диагностический (получение информации: о здоровье; об особенностях интеллектуального и личностного развития; об уровне знаний по предметам; об сформированности универсальных учебных действий каждого воспитанника) [3, с. 14];

  2. проектировочный (моделирование деятельности и прогнозирование результатов);

  3. этап реализации (собственно сопровождение);

  4. этап рефлексии (проверка результативности, установление соответствия полученных результатов поставленным целям) [4, с. 19].

Таким образом, на наш взгляд, стратегия педагогического сопровождения может стать вполне перспективной, так как на первое место выдвигается процесс общения не учителя и ученика, а двух людей – большого и маленького, у которых есть что сказать друг другу. Большой человек (педагог) выступает в качестве «партнера» или «друга», который выслушает, подскажет, подбодрит, похвалит, убедит маленького человека (воспитанника) в своих собственных силах и возможностях, тем самым повлияет на его философское размышление по поводу ситуации, в которой он обретает свое «Я». Только при таком условии ученику раскрывается смысл, ценность, назначение, специфика собственной учебной деятельности.