Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Современная система белорусского образования уже около двух десятилетий пытается преодолеть издержки авторитарной и занять место под знаменами личностно-ориентированной (экзистенциальной) педагогики. Но, как показывает опыт, лозунги личностно-ориентированной педагогики в рамках современной школы до сих пор во многом остаются декларацией. Мы не можем представить школу без классно-урочной системы, без строгого и требовательного учителя-предметника, главной задачей которого считается дать ученику определенный образовательной программой уровень знаний, умений и навыков, без классного руководителя, выступающего в роли «клушки-наседки», без школьной администрации, выполняющей роль «надзирателя» и в определенных случаях «карателя», без родителей, которые послушно выполняют просьбы школьной администрации и классных руководителей и, по сути, учатся со своим ребенком все одиннадцать лет. Потом мы искренне удивляемся, что в итоге получаем выпускника, не готового не только к сознательному выбору будущей профессии, но и собственного жизненного маршрута. В подобной ситуации необходимо не только искать новый символ педагогической инновационности, компетентности и профессионального мастерства, но и сделать его педагогической реальностью. Таким символом может стать стратегия педагогического сопровождения. Любое социальное явление имеет определенную внутреннюю организацию. Не является исключением из правил и феномен педагогического сопровождения. В современных условиях педагогическая наука зачастую обращается к системному подходу. В соответствии с ним, стратегию сопровождения следует представить в качестве педагогической системы, которую можно определить как множество взаимосвязанных структурных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
В соответствии с теорией педагогического менеджмента можно выделить следующие функциональные компоненты педагогического сопровождения:
целевой (проектировочный) коммуникативный;
содержательно-организационный;
аналитико-результативный [1, с. 44].
Между структурными компонентами существуют постоянные, устойчивые и последовательные связи и взаимосвязи, что, в конечном счете, должно способствовать обеспечению эффективного сопровождения.
Цель педагогического сопровождения – создание условий для максимального развития возможностей и личного потенциала обучающихся, что способствует их успешной социальной адаптации и повышению социальной активности [2, с. 7].
Задачи педагогического сопровождения:
определить индивидуальные показатели, способности и потенциал каждого воспитанника;
разработать индивидуальные программы педагогического сопровождения; выявить адекватные методы обучения и воспитания, соответствующие способностям каждого ученика;
регулярно отслеживать изменение индивидуальных показателей учащихся [2, с. 8].
Принципы педагогического сопровождения:
личностно-ориентированный принцип;
принцип вариативности;
принцип S-S взаимодействия;
принцип компетентности [3, с. 12];
принцип творческой активности;
принцип системности и систематичности;
принцип непрерывности [4, с. 19].
Уровни педагогического сопровождения:
индивидуальный (имеет место в сфере S-S взаимодействия);
групповой (взаимодействие воспитанника в малых группах – семье, классе, компании сверстников и друзей);
социальный (успешная адаптация к условиям современного общества).
Этапы педагогического сопровождения:
диагностический (получение информации: о здоровье; об особенностях интеллектуального и личностного развития; об уровне знаний по предметам; об сформированности универсальных учебных действий каждого воспитанника) [3, с. 14];
проектировочный (моделирование деятельности и прогнозирование результатов);
этап реализации (собственно сопровождение);
этап рефлексии (проверка результативности, установление соответствия полученных результатов поставленным целям) [4, с. 19].
Таким образом, на наш взгляд, стратегия педагогического сопровождения может стать вполне перспективной, так как на первое место выдвигается процесс общения не учителя и ученика, а двух людей – большого и маленького, у которых есть что сказать друг другу. Большой человек (педагог) выступает в качестве «партнера» или «друга», который выслушает, подскажет, подбодрит, похвалит, убедит маленького человека (воспитанника) в своих собственных силах и возможностях, тем самым повлияет на его философское размышление по поводу ситуации, в которой он обретает свое «Я». Только при таком условии ученику раскрывается смысл, ценность, назначение, специфика собственной учебной деятельности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература