logo search
sbornik / Часть 2

Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.

ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород, Россия

Разработка моделей непрерывного технологического и профессионального образования на всех ступенях образования, обеспечивающих систему эффективного взаимодействия между общеобразовательной школой и образовательными учреждениями профессионального образования, является одной из первостепенных задач созданного при ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в 2014 году факультета профессионального технологического образования, в структуру которого вошла кафедра теории и методики обучения технологии и экономике(далее кафедраТиМОТиЭ).

В рамках инновационной деятельности ГБОУ ДПО НИРО по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа», кафедра ТиМОТиЭ, в качестве одного из резервов развития деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения активизирует внимание субъектов образования на использовании незадействованного потенциала традиционных элементов системы образования, которые могут быть более полно раскрыты и реализованы за счет совершенствования содержания и методик традиционных учебных предметов, при знакомстве с которыми возможно приобщение школьников и к миру труда и профессий.

В этом смысле необходимость педагогической поддержки процесса самоопределения личности, ее отношения к профессиям, видам профессиональной деятельности определяет важность в системе общего образования школьников всех предметов базисного учебного плана в целом, в особенности предметной области «Технология».

Эта предметная область, по сравнению с другими предметами, в большей степени выступает в качестве эффективного средства социализации молодежи. На основе практико-ориентированных, метапредметных подходов она способствует выработке предпринимательской активности, умений зарабатывать на жизнь и осознания подростком отношения к себе и своей деятельности.

Организационно-методические возможности предмета «Технология» позволяют организовать предпрофильное и профильное обучение школьников, ввести в повседневную школьную практику систему различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на использовании профессиональных проб, метапредметного проектирования, исследовательской, общественно-полезной учебно-производственной деятельности на качественно новом уровне.

В связи с этим кафедрой предлагается к внедрению в образовательную практику региона организационная модель профориентационной работы, графическое представление которой отображено на рисунке.

Рисунок. – Модель организации профориентационной работы со школьниками на основе непрерывного технологического образования

Как видно из схемы, в число субъектов реализации модели входят образовательные организации различных типов: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования (детей), МУКи учреждения ГБПОУ и ВПО, заинтересованные в положительном результате совместной работы.

Актуальность данной направленности продиктована также необходимостью решения проблемы формирования интересов школьников к техническим профессиям и профессиональному самоопределению в сфере машиностроения, подготовки специалистов для работы в реальном секторе производства с учетом того, что Нижегородская область является одним из крупных промышленных регионов Центральной России, отличительной особенностью которого является наличие мощной и разветвлённой сети предприятий авиа-, авто- и судостроения.

Эффективность работы общеобразовательных учреждений в данном направлении предполагает при разработке программ развития и учебных планов готовность принять идею непрерывности технологического образования на всех ступенях образования и обеспечить:

– включение в учебные планы школ предпрофильного курса «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда»;

– разработку и реализацию учебных планов профильных технологических направлений;

– знакомство обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиями и специальностями, профессиональными образовательными организациями, ведущими предприятиями и организациями Нижегородской области;

– организации реальных школьных производств (мини-технопарков), школьных кампаний, других форм организации практической деятельности обучающихся, в которых происходит воспитание их предпринимательской и деловой активности.

В свою очередь, эффективность работы профессиональных образовательных организаций предусматривает:

– развитие практики создания ресурсных центров, ориентированных на вовлечение детей и молодежи в техническое творчество, обучение навыкам работы на высокотехнологичном современном оборудовании, осуществление образовательных программ робототехники и др.;

– организацию сетевого взаимодействия и апробацию вариантов программ обучения, предусматривающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением школьников в учебных мастерских ГБПОУ и ВПО;

– пропаганду профессий и специальностей, востребованных отраслями экономики региона, организацию экскурсий на современные промышленные предприятия;

– организацию для обучающихся общеобразовательных организаций олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, в том числе по профессиям, востребованным на региональном рынке труда, формирование интереса и желания принять участие в чемпионатах, в рамках международного движения WorldSkills International.

Реализация обозначенных направлений в рамках предлагаемой модели позволит получить социальные эффекты, обеспечивающие возможность предоставления школьникам гарантированного минимума профориентационных образовательных услуг, способствующих устойчивой их мотивации к обоснованному профессиональному самоопределению и предпринимательству, включая направления, связанные с изучением высокотехнологичных производств, а также увеличение доли поступающей молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда.