logo search
sbornik / Часть 2

Шмелева а.С., Беляева м.И.

НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

Для успешной адаптации в современном обществе человек должен обладать развитыми творческими способностями, однако многие исследования подтверждают, что выпускники школ не всегда обладают выраженным уровнем творческого мышления. В связи с этим одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Важную роль в решении данной задачи могут сыграть уроки технологии.

Практика показывает, что для учителя такая задача, как развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках утвержденных стандартов и образовательных программ. Именно поэтому правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. На наш взгляд, уроки технологии полностью подходят для реализации этой идеи.

В науке известно, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в какой-либо сфере, а творческие способности – это, в первую очередь, способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи [1]. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит тем методам, которым присущи элементы новизны, инновационных идей, опыта творчества. Это особенно необходимо учитывать на уроках технологии, так как процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования [2].

Существует множество методов, раскрывающих и развивающих творческие способности школьников в процессе обучения технологии. Рассмотрим один из них – технику «Квиллинг».

Квиллинг – это искусство бумагокручения. Его называют также бумажной филигранью. Техника квиллинга действительно сродни ювелирному искусству и заключается в скручивании в спирали полос бумаги различной длины и ширины, придании этим спиралям нужной формы и создании из них композиций.

Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. Квиллинг широко известен и популярен как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В России, как и во многих других странах, квиллинг стал популярен не так давно. Однако сегодня последователей этой техники уже довольно много. В школах, детских садах, домах творчества и арт-студиях проводят выставки, конкурсы и мастер-классы по квиллингу. Простые в изготовлении открытки и украшения не требуют больших временных затрат, но благодаря своей ажурности и легкости смотрятся всегда оригинально. Причудливые узоры, составленные из простых элементов, способны не только украсить самодельную открытку или подарок, но и стать необычным акцентом в интерьере. В технике квиллинг выполняют как плоские композиции, так и объемные изделия: сувениры, игрушки, украшения, даже бижутерию. По праву считается, что квиллинг – это технология, позволяющая учащимся увидеть необычные возможности обычной бумаги [3, 4].

Обучение этой технике школьников на уроках технологии будет полезным, так как у детей занятия квиллингом развивают моторику рук и усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение, умение слушать и работать в коллективе. А самое главное, что во время работы раскрывается творческий потенциал каждого ребёнка, пробуждается воображение и создаются условия для психологической релаксации. Действительно, изготавливая композиции в технике «бумажной филиграни», можно почувствовать себя волшебником, создающим нечто необычайно красивое и изысканное.

Занятие по квиллингу учитель технологии может спланировать следующим образом: в начале можно рассказать учащимся основные этапы развития этой техники, после этого подготовить инструменты для работы и провести инструктаж по технике безопасности, затем показать, как изготавливаются основные элементы, необходимые для выполнения задуманной поделки. При этом техника изготовления элементов квиллинга достаточно проста: необходимо накрутить полоску бумаги на стержень инструмента или зубочистку, затем снять накрученную бумагу. Дать бумаге немного ослабнуть и «завитушка» немного раскрутится. После этого приклеить кончик полоски к «завитушке». При этом клея нужно нанести совсем немного. Получается исходная форма – круг. Из него можно сделать различные элементы, достаточно защипнуть с одной стороны и получится капля, если защипнуть и с другой стороны – получится глаз. Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы.

Учащиеся могут выполнить творческую работу самостоятельно или объединившись группами. Сложность этой работы зависит от того, в каком классе учатся школьники, ведь на первых этапах занятий учащиеся изготавливают совсем не сложные поделки, вырабатывая у себя навык выполнения, который будет им необходим в старших классах, а затем переходят к работам повышенной сложности от оформления открыток к изготовлению объемных композиций. Школьники также могут изготовить изделия в технике квиллинг разной сложности. Например, украсить альбом, рамку для фотографии, сделать ёлочную  игрушку, картину или шкатулку.

Законченные работы могут быть использованы для дома, оформления интерьера школьного кабинета или выставок. Общественное значение результатов творческой деятельности школьников играет определяющую роль в их эстетическом воспитании. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Техника квиллинг предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого школьникам невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует потребность в последующей созидательной деятельности, формирует у школьников эстетическое отношение к труду, учит ценить красоту, что, несомненно, является показателями актуализации творческого потенциала учащихся.