Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Для дальнейшего совершенствования трудовой подготовки учащихся в школе, развития их творческих способностей и повышения интереса к обязательным занятиям и внеклассным (внешкольным) мероприятиям необходимо искать и находить новые или существенно обновленные формы, приёмы и средства обучения.
Как показывает школьная практика, достаточно эффективным в работе с учащимися может стать использование различных занимательных, игровых материалов: технических загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов, омонимов, логогрифов, метаграмм и других оригинальных головоломок. Все они или большинство из них могут использоваться как на обязательных занятиях в школе, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, во время самостоятельной работы дома. Например, на уроке они могут быть предложены учащимся при повторении пройденного материала, проверке домашнего задания, закреплении новых теоретических сведений и др. В зависимости от целей и задач, имеющегося времени учитель сам лично решает, как и что использовать из заданий занимательного характера.
Значительно большие возможности для применения занимательных материалов в школе создаются при организации различных видов внеурочной работы с учащимися: технических утренников и вечеров, устных журналов, турниров, конкурсов, олимпиад, тематических классных часов, во время выпуска предметных настенных газет, бюллетеней и т.д.
Чтобы достаточно эффективно внедрять занимательные материалы в учебно-воспитательный процесс школы, учителю технологии необходимо знать их сущность (содержание, особенности), уметь самостоятельно их разрабатывать и использовать в различных педагогических ситуациях. Создание подобных материалов требует активной творческой умственной деятельности от их разработчиков. Поэтому вначале нужно хорошо подготовить учителя к работе с такими занимательными материалами, чтобы потом он смог свои идеи и находки внедрить в учебно-воспитательный процесс школы и научить детей творить по заранее определённым законам, правилам и приёмам.
При подготовке будущих учителей труда на занятиях по методике преподавания предмета в Мозырском госпедуниверситете все они в дополнение к основной программе обучаются разработке и использованию занимательных, игровых материалов. Для этого на кафедре методики трудового обучения для студентов составлены специальные задания, которые выдаются им как один из видов самостоятельной работы. Например, студенты в соответствии со своим индивидуальным вариантом задания вначале подбирают в словарях и учебных пособиях для учащихся технические термины, понятия, определения, а после используют их при разработке чайнвордов, кроссвордов, анаграмм, логогрифов и других перечисленных выше головоломок.
В качестве методической литературы студентам для работы предлагаются написанные нами и опубликованные в журнале «Школа и производство» соответствующие статьи, а также и специальные, изданные в университете, сборники технических загадок, технических кроссвордов, чайнвордов и ребусов. В этих пособиях даются конкретные рекомендации по разработке и использованию занимательных материалов.
Первой апробацией занимательных материалов для студентов факультета технологии нашего университета становится их педагогическая практика в учреждениях образования, которую они проходят на четвёртом курсе в восьмом семестре. На установочной конференции пред практикой студенты получают задание кафедры методики технологического образования по проверке эффективности использования разработанных ранее занимательных, игровых материалов в учебной работе с учащимися как непосредственно на занятиях в школьных учебных мастерских, так и при проведении различных видов внеклассных мероприятий.
В ходе практики идёт процесс активного использования занимательных материалов в работе с учащимися, проводятся наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, педагогический эксперимент, собирается и накапливается фактический материал, который в конце анализируется и обрабатывается, делаются обоснованные выводы. По итогам проведенного педагогического исследования каждый студент готовит специальный отчёт, качество и содержание которого учитывается при выставлении итоговой отметки за практику по первой специальности. Далее полученные результаты анализируются и обсуждаются при проведении заключительной конференции по педагогической практике. Студенты обмениваются между собой информацией, опытом работы, высказывают свои суждения, дают предложения по дальнейшей разработке занимательных материалов и путях наиболее эффективного их использования на различных видах занятий в школе.
Процесс обучения студентов работе с занимательными, игровыми материалами продолжается на пятом курсе, когда они снова направляются в школы для прохождения педагогической практики и работают с учащимися в учебных мастерских.
Опыт нескольких лет работы свидетельствует о том, что учитель, который сам хорошо знает виды и особенности занимательных материалов, может успешно использовать их не только в своей непосредственной работе с учащимися на уроках или внеклассных мероприятиях, но и обучить последних создавать что-то подобное. Для учащихся заранее готовятся специальные задания по разработке и использованию словесных и других головоломок и выдаются во время проведения различных мероприятий или изучения соответствующих тем программы.
Таким образом, практика использования занимательных, игровых материалов в работе с учащимися приобретает целенаправленный технико-технологический смысл и уже даёт свои положительные результаты. Она свидетельствует о достаточно значительной учебно-воспитательной эффективности этих материалов и позволяет пополнять перечень хорошо известных форм, методов, приёмов и средств обучения в трудовой подготовке новыми, оригинальными. Всё сказанное подтверждается предварительными результатами, полученными нами в ходе проводимого в вузе и в школах научного исследования по обозначенной выше проблеме.
Кроме этого, активно продолжается процесс разработки (создания) совершенно новых учебно-методических пособий, включающих очередную группу занимательных, игровых материалов, необходимых учителю трудового обучения в его повседневной работе с учащимися. Например, подготовлено к изданию ещё одно пособие «Метаграммы, анаграммы, логогрифы, омонимы в технике» и отправлено несколько соответствующих статей для учителей трудового обучения в профессиональный журнал «Школа и производство».
Анализируя полученные предварительные результаты проводимого педагогического исследования, можно уже на данном этапе сделать следующие выводы:
1. Для дальнейшего совершенствования трудовой подготовки учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса в школе необходимо искать и стремиться находить новые формы, методы и средства обучения.
2. В процессе педагогических поисков следует больше внимания уделять развитию интереса, любознательности и творческой активности учащихся как на занятиях, так и в ходе внеклассной работы.
3. Ведущую роль при этом могут сыграть следующие занимательные, игровые материалы с техническим содержанием: загадки, чайнворды, кроссворды, ребусы, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омонимы и другие головоломки.
4. Овладевать работой с занимательными, игровыми материалами должны, в первую очередь, студенты факультета технологии (будущие учителя) во время различных видов занятий, самоподготовки и педагогической практики в школе.
5. Устные и письменные опросы, беседы с учащимися и учителями, математические расчёты уже сейчас показывают возрастание уровня подготовки учащихся по предмету и усиление их интереса к различным видам учебно-трудовой деятельности в школе как результат использования занимательных, игровых материалов.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература