logo search
sbornik / Часть 2

Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.

НГПУ, г. Новосибирск, Россия

Сложные кризисные явления в России обусловили обострение проблем с дальнейшей социализацией и трудоустройством выпускников педагогических вузов. Обозначенные проблемы вызывают необходимость в процессе учебной деятельности студента формировать и развивать качества эффективной и успешной личности, способной гибко реагировать на социально-экономические запросы общества, корректировать и проектировать профессионально-личностное развитие в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

Успех и успешность человека современным сообществом рассматриваются как значимые и социально одобряемые ценности, но пока ещё недостаточно изученные и трактуемые неоднозначно. В словаре С.И. Ожегова значение слова успех рассматривается как удача в достижении; общественное признание; хорошие результаты в работе или учёбе. В словаре В. Даля слова успех и успешный являются однокоренными глагола успеть, то есть успех и успешный определяются, как успеть что-то сделать, достичь желаемого. В первом случае успех – это результат и внешнее (общественное) признание чего-то уже свершившегося, а во втором случае – это индивидуальная своевременная деятельность, позволяющая получить желаемый результат. Поэтому успешность человека часто связывают с чувством удовлетворения результатом свершившегося и общественным признанием в разных сферах жизнедеятельности: в межличностных отношениях, обучении, работе, карьере, материальном благосостоянии, досуге и т.д.

Успешность субъекта рассматривается также и как один из показателей уровня освоения определённой деятельности, снижение её трудности и новизны для субъекта, развития способностей и накопления опыта, а также уменьшения затрат, усилий, времени, необходимых для её выполнения [1]. И в данном контексте успешность сродни эффективности. Именно поэтому успешных людей часто называют эффективными, «проактивными», связывая успех, в основном, с профессиональной деятельностью, карьерным ростом человека и сопутствующими материальными благами. Мы считаем, что фундаментом и моральной основой будущей профессиональной успешности студента является формирование нравственно зрелой личности, осознавшей, что подлинный успех приходит через трудолюбие, целеустремлённость, энтузиазм и мужество добиваться поставленных целей, не взирая ни на что. Основы будущей профессиональной успешности закладываются уже в процессе учебной деятельности как целенаправленный мотивационно-направляемый педагогический процесс.

Одним из подходов практической реализации формирования профессионально-личностной успешности будущего учителя технологии является разработка и внедрение в учебный процесс личностно-ориентированного спецкурса «Основы успешной жизнедеятельности». Спецкурс раскрывает и наглядно демонстрирует качества личности, способствующие и тормозящие процесс продвижения к намеченной цели. Дисциплина ориентирована на активизацию личностных механизмов рефлексии, самоорганизации и самопознания. Для формирования профессионально-личностной успешности необходим комплекс условий, способствующий развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию собственной значимости. Овладение механизмом рефлексии как процессом самопознания позволит студенту адекватно оценивать свои возможности, обновлять систему ценностей, мировоззрение, определять стратегию собственного успешного развития. В процессе изучения спецкурса студенты исследуют и анализируют биографии известных людей, разрабатывают индивидуальные программы личной успешности, учатся адекватному выбору целей, их ранжированию, а также дифференцированному подходу оценивания результатов той или иной деятельности. Студенты диагностируют себя, применяя различные методики, например, оценивают уровень своей конкурентоспособности, изучают потребностно-мотивационную структуру личности, анализируют направленность и ценностные ориентации с точки зрения своей профессионально-личностной успешности. В диагностике мотивационно-потребностной структуры личности студенты выявляют, какая мотивация у них доминирует – производительная или потребительная. Исследования 2014 г. показывают, что только около 20% опрошенных студентов ориентированы на творчество, созидание, активную жизненную позицию. Остальные 80% нацелены на обеспечение стабильных и комфортных условий существования, повышение социального статуса (потребительная мотивация), не всегда ясно представляя, за счёт каких средств. Уровень конкурентоспособности диагностируется, в основном, немного выше среднего. Около 10% студентов имеют уровень конкурентоспособности высокий, демонстрируют направленность на дело, придают большое значение социальной полезности и творческой активности. Анализ результатов учебной мотивации студентов показывает, что по-прежнему доминирует мотивация на получение диплома как документа о высшем образовании, что свидетельствует о низкой профессиональной мотивации, хотя студенты проявляют интерес к государственным социальным программам для выпускников педагогических вузов. Изучение иерархии ценностных ориентаций студентов показывает, что приоритетные ценности – это здоровье, уверенность в себе, профессионально-личностное развитие, наличие верных друзей, семья [2].

Несомненно, что для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия компонентов установки, обеспечивающая ему профессиональную успешность. Для одних это максимальная ориентация и развитие индивидуально-типологических возможностей на психофизиологическом природном уровне, для других использование психологических и психосоциальных особенностей в виде сформированных мотивов, воли, самоуправления, принятия решений, саморегуляции, самосознания, социальных ценностей [1, с. 30]. Непростая задача педагога состоит в том, чтобы сориентировать студента в выборе индивидуального вектора профессионально-личностной успешности, помочь поверить в свои силы и вдохновить на творческую деятельность.