logo search
sbornik / Часть 2

Титов е.В.

МГУУ Правительства Москвы, г. Москва, Россия

В современных городах проживает значительная часть населения планеты. В 1900 г. в мире насчитывалось примерно 360 городов с населением свыше 100 тыс. жителей, в 1950 г. – уже 950, а в начале 80-х годов – уже 2368. Число горожан выросло с 1,5 миллиардов в 1990 году до 3,6 миллиардов в 2011 году – а это более половины населения земного шара. В отдельных государствах, например, таких, как Бельгия и Кувейт, доля городского населения доходит до 97%.

Согласно переписи населения 2010 г., в городах России проживает более 105,3 млн. человек, что составляет (73,7%) населения.

Современные города занимают около 1% площади суши, сосредоточив на таком маленьком участке земной поверхности не только больше половины населения планеты, но и самые передовые технологии в области строительства, транспорта, медицины, науки, образования, инженерии и даже производства продуктов питания. В современном городе можно получить хорошее образование, найти друзей и устроиться на интересную работу.

Согласно проведённому нами опросу подавляющее большинство учащихся 10–11 классов школ г. Москвы связывают свою судьбу и профессиональную карьеру с городом. Однако не каждый живущий в городе старшеклассник представляет, как устроен современный город, который объединяет тысячи километров подземных и надземных линий энергоснабжения и связи, канализационных сооружений, газо- и водопроводов, коммуникационных коллекторов, скоростных автомагистралей и пешеходных улиц, транспортно-пересадочных узлов и линий метрополитена, скверов, бульваров, парков, торгово-развлекательных комплексов и других разнообразных архитектурных и инженерных сооружений.

Городское хозяйство – это большой и динамичный, устойчивый и развивающийся рынок труда, в котором каждый выпускник школы, колледжа и вуза может найти себе рабочее место. Ведь комфортные условия жизни, работы и отдыха горожан обеспечивают тысячи специалистов разных направлений – инженеров, техников, биологов, программистов, дизайнеров, юристов, экономистов, администраторов, которые занимаются энергетикой, водоснабжением, водоотведением, освещением, надземным, подземным и вертикальным транспортом, утилизацией отходов производства и потребления, благоустройством, озеленением и другими отраслями городского хозяйства. Современные города растут, наполняясь все более совершенной техникой и технологиями для комфортной жизни горожан и создавая все новые и новые направления деятельности специалистов городского хозяйства.

Поэтому информирование школьников о жизни и проблемах современного города, об отраслях и направлениях деятельности городского хозяйства актуально не только для знакомства подрастающего поколения со средой и местом своего проживания, но имеет личностный смысл, заключающийся в социально-профессиональной ориентации старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов.

Наиболее результативной формой знакомства старших школьников с современным городским хозяйством как сферой будущей профессиональной деятельности является учебный проект. Городское хозяйство является важной отраслью экономики страны, особенности которого определяются географическим и экономическим положением рассматриваемого города. Поэтому организовывать проектную деятельность учащихся по изучению современного города целесообразно в контексте содержания школьных курсов для 10–11 классов: географии, экономики, физики, истории, экологии, основ безопасности жизнедеятельности, биологии и т. д. Учитывая, что работа над проектами требует обращения к содержанию нескольких учебных предметов, по каждому из которых учащиеся могут получить отдельную оценку, такие проекты можно считать комплексными (межпредметными).

В качестве примера можно привести групповой проект «Энергоэффективный город», ориентированный на программу учебных предметов 10–11 классов – географии (тема «Глобальные проблемы человечества»), экономики (тема «Семейная экономика») и физики (тема «Электродинамика»). Групповой проект выполнялся, как правило, двумя-тремя учащимися, которые самостоятельно организовывали собственную (внутригрупповую) работу и отчитывались о выполненной работе всей группой.

Энергосбережение в сфере городского хозяйства является важнейшим способом сохранения природных ресурсов и устойчивого развития урбанизированных территорий. В ряде российских городов действуют государственные программы по энерго- и ресурсосбережению. Одним из направлений энергосбережения в городском хозяйстве и, в особенности, в жилом секторе, является увеличение доли альтернативных источников энергии – солнца и ветра. Сказанное позволило считать участие школьников в проекте «Энергоэффективный город» социально значимым и актуальным и поставить педагогические задачи: а) познакомить старшеклассников с энергосбережением как важным направлением работы городского хозяйства; б) сформировать у старшеклассников представление о городском хозяйстве как сфере будущих профессиональных интересов.

На первом этапе работы над проектом учащиеся, используя Интернет-ресурсы и другие доступные источники (газеты, журналы, энциклопедии и другую справочную литературу), собирали информацию о различных отраслях городского хозяйства, потребляющих электроэнергию, о предприятиях городской энергетики и специалистах, занятых на этих объектах, о путях и способах энергосбережения.

Суть работы учащихся на втором этапе проекта заключалась в сборе и анализе информации об электропотреблении в своих жилищах (квартирах), в домах, на придомовой территории и на улицах города.

Так же, как и первый, второй этап работы над проектом завершался семинарским занятием, на котором учащиеся представляли результаты проделанной ими работы.

После коллективного обсуждения полученных учащимися результатов учитель предлагал им перейти к завершающей части проекта, суть которой заключалась в поиске путей и способов сокращения расходов на освещение собственных квартир и обследованных городских территорий. Кроме того, учащимся предлагалось установить, какую работу специалисты городского хозяйства должны выполнять для содержания осветительного оборудования на городских территориях, а также для дальнейшего развития сети городского освещения, в том числе в контексте энергосбережения. Работа над проектом завершалась занятием в форме ученической конференции, на которой учащиеся по группам представляли в форме презентации и непродолжительного (7–10 минут) обсуждения результаты проделанной ими работы по всему проекту в целом. На этом занятии учащиеся не только представляли полученные ими результаты, но и оценивали работу, проделанную их одноклассниками в группах. Приглашённые на заключительное занятие учителя географии, физики и экономики оценивали работу каждого учащегося, при необходимости задавая вопросы по соответствующим учебным дисциплинам.

Информирование старших школьников о жизни современного города, о работе городского хозяйства и его специалистов позволяет не только познакомить учащихся со средой и местом своего проживания, но и сориентировать их на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов. Одним из средств реализации этой социально значимой образовательной цели может выступать групповой проект.