logo search
sbornik / Часть 2

К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.

ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Россия

В настоящее время в подготовке бакалавра профессионального обучения преобладает информационная модель обучения, вследствие чего знания оказались за рамками непосредственной профессиональной деятельности, а практический опыт, чаще всего, приобретается в отрыве от теоретических положений [1, с. 2].

Традиционно в современной педагогической литературе рассматривается ситуация применения знаний для решения учебных и профессиональных задач посредством линейного перехода от усвоения этих знаний к применению их на практике. Как показывает анализ, в этом направлении существует достаточно много исследований и теорий, однако проблема остается нерешенной, теоретическая и практическая подготовка «разошлись». Известное дидактическое условие органически связывать теоретические знания с личной практикой обучающихся на лабораторно-практических занятиях, практиках, во время самостоятельной работы, производственных практиках и т.п. формальны и недейственны. Как отмечают ведущие специалисты, это привело к нежеланию студентов бакалавриата учиться, а выпускников-бакалавров работать по приобретенной специальности.

Мы предлагаем рассматривать связь теоретической и практической подготовки бакалавра не как переход от усвоения информации к применению на практике, а как интеграцию через категории единства, целостности системы, связи.

В теоретической подготовке в вузе можно выделить две основные составляющие:

– теоретическое изучение основ конкретной дисциплины, где основная роль отводится информационной стороне обучения;

– экспериментальное освоение студентами научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, использование их как средства для решения учебно-исследовательских, экспериментальных задач.

Практическая подготовка в вузе направлена, в основном, на формирование готовности бакалавров к самостоятельной работе и к самостоятельному решению поставленных задач. Среди задач, которые ставятся перед практической подготовкой студентов-бакалавров, наиболее значимыми являются:

– углубление и расширение знаний, полученных на теоретических занятиях;

– формирование определенных практических умений и навыков;

– формирование навыков самостоятельной работы исследовательско-поисковой деятельности.

Решая проблему интеграции теоретической и практической подготовки в вузе, мы пришли к выводу о том, что организационно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы являются необходимой составляющей. Основанием служит тот факт что, несмотря на разнообразие точек зрения к выделению основ деятельностного и личностно-ориентированного подходов, можно выделить наиболее общие аспекты:

– соответствие психологической теории деятельности;

– наличие в обучении принципа проблемности;

– ориентация на саморазвитие, самореализацию личности;

– формирование необходимой мотивации;

– приобретение профессиональных умений, навыков, практического опыта.

Организуя обучение студентов-бакалавров с использованием интегративных связей, преподавателю необходимо решить ряд задач, таких, как: разработка рабочей программы, разработка учебно-методического комплекса, определение стратегии преподавания, выделение основополагающих принципов, выделение интегративного компонента и определение интегративных связей, контроль и оценка результатов обучения, диагностика, обобщение, корректировка.

Разрабатывая интегративный компонент, целесообразно за основу взять операционно-деятельностные связи, которые разделяют по способам практической деятельности в применении теоретических знаний, по способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новых знаний; по способам ценностно-ориентационной деятельности [2, с. 12].

Реализация перечисленных интегративных связей должна обеспечить взаимопроникновение, взаимосочетаемость, взаимодополнение теоретической и практической подготовки студентов.

На наш взгляд, наиболее эффективной в данном случае является проектная деятельность студентов-бакалавров, поскольку она реализует рассмотренные подходы (организационно-деятельностный и личностно-ориентированный), способствует формированию у бакалавров целостного представления об изучаемом объекте.