logo search
sbornik / Часть 2

Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.

УО БарГУ, г. Барановичи, Республика Беларусь

Возрождение традиций этнохудожественной культуры, сохранение и передача новым поколениям основ национального мировоззрения, организация педагогического процесса на принципах этнопедагогики – одна из значимых проблем современности [3, с. 45].

Ярким достоянием национальной культуры Беларуси является национальная одежда. Сформиро­ванная в результате долгих и сложных процессов развития материальной и духовной культуры народа, она более чем другие сферы быта отражает национальную специфику белорусов. Поэтому считается, что после речи национальная одежда – важнейший этнический признак [2, с. 70].

Рассмотрение искусства национального белорусского женского костюма как целостной системы знаний, умений и понятий на основе теоретической и практической творческой деятельности является мощным средством современного образования и воспитания. Именно женский костюм с наибольшей яркостью и полнотой воплощает художественное мышление народа, богатство его фантазии, развитость вкуса и чувство меры. Он – наиболее яркая и убедительная часть рукотворного наследия белорусского народа [2, с. 71].

Исследованием этнохудожественной культуры и белорусских национальных костюмов занимались О.А Лобачевская, Г. Начаева, Л.А. Молчанова, М.Ф. Романюк, С.А. Рыбакова, И.Ю. Смирнова.

В настоящее время актуальна индивидуализация образования, учет этнопринадлежности обучаемого, знание этнопсихологии, что позволяет учитывать особенности обучаемого и избирать те способы воздействия, которые несут наибольший педагогический эффект [1, с. 67].

На основании вышеизложенного, особый смысл приобретает опора на народную педагогику при формировании этнохудожественной культуры учащихся, в основе которой лежит тонкое понимание механизмов развития личности в естественных жизненных условиях, где совместная деятельность детей и родителей обеспечивает преемственность поколений [3, с. 68]. В связи с этим назрела необходимость исследования условий формирования этнохудожественной культуры школьников в процессе создания эскизов молодежной женской одежды на основе белорусских национальных традиций на уроках трудового обучения. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: разработать технологию проектирования эскизов молодежной женской одежды (в качестве творческой работы), включающую теоретические основы творческого проектирования, формообразования и композиции, процессы эскизирования, направленные на переосмысление первоисточника и создание нового художественного образа; апробировать технологию проектирования эскизов молодежной женской одежды с учащимися на уроках трудового обучения.

Исследование по данной проблеме проводилось в 9-х классах ГУО «СШ № 21», г. Барановичи.

На начальном этапе исследования с учащимися было проведено творческое анкетирование с целью изучения их этнохудожественной культуры. Анкета предлагалась до и после экспериментально-творческой работы.

На следующем этапе происходило апробирование разработанной технологии проектирования эскизов одежды с элементами белорусского народного костюма.

Структуру проведенной работы можно представить следующим образом. В начале урока происходило объяснение нового материала, использовались объяснительно-иллюстративный метод, метод беседы, диспута. Учащимся предлагался материал для осмысления истории белорусского народного костюма; особенностей национальных костюмов по регионам; стилей исторических костюмов; теоретических основ творческого проектирования, формообразования и композиции; процессов эскизирования, направленных на переосмысление первоисточника и создание нового художественного образа. Информация предоставлялась в готовом виде в процессе проведения занятия, показа наглядного ряда, использования видеоматериала, презентации, т.е. учитель различными способами организовывал восприятие материала. Следующий этап работы представляет собой анализ костюмов-подлинников с точки зрения формообразования, композиции и конструкции. Перед учащимися ставится задача изучить эстетику формы под углом зрения исторической эпохи, что необходимо для осознания художественного образа произведения. На данном этапе учащиеся зарисовывают понравившиеся им силуэты костюмов, выбирают цветовую гамму, фактуру. После сбора материала учащиеся приступают к последнему этапу работы – эскизированию. Эскизы должны соответствовать следующим требованиям: отражать характер, пластику, конструкцию формы, цветовое решение модели; нести ярко выраженный художественный образ и передавать стилевые особенности первоисточника; представлять креативное решение поставленной задачи, созвучное современности.

После внедрения вышеизложенной технологии вновь было проведено анкетирование, которое выявило более широкие и глубокие знания о белорусском национальном костюме, а также то, что данный вид деятельности вызывает у учащихся живейший интерес к белорусской культуре.

Таким образом, полученные результаты проведенного исследования показывают, что в процессе создания эскизов молодежной женской одежды на основе белорусских национальных традиций на уроках трудового обучения у школьников формируется этнохудожественная культура.