Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В процессе обучения в образовательных учреждениях учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности.
Накопленный опыт трудового обучения учащихся, созданная материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания учебного предмета «Трудовое обучение» в Республике Беларусь, который в системе общего среднего образования представляет важнейшую составляющую общественной практики.
На занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Привлечение учащихся к различным видам трудовой деятельности позволяет передать накопленный опыт предыдущих поколений по обработке материалов, приготовлению пищи, в области технического и художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, а также способствует социальному становлению личности.
В настоящее время учебный предмет «Трудовое обучение» должен по-новому качественно решать проблемы трудовой подготовки учащихся, направленной на обучение, воспитание и развитие личности будущего выпускника как гражданина-труженика, формирование его ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций и компетенций личностного самосовершенствования в репродуктивной и творческой трудовой деятельности.
Теоретико-методологические основы содержания учебного предмета «Трудовое обучение» базируются на комплексном использовании системного, деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и компетентностного подходов.
Системный подход создает основу для успешного усвоения обучающимися системы новых знаний, умений и навыков, видов и способов деятельности, обеспечивая достижение планируемых результатов.
Деятельностный подход направлен на развитие умений и навыков учащегося, применение полученных знаний в практических ситуациях, поиск путей интеграции в социокультурной среде.
Личностно-ориентированный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий и способов деятельности создавать условия для саморазвития и самообучения учащихся, осмысленного определения их возможностей и жизненных целей, развития неповторимой индивидуальности.
Культурологический подход предполагает развитие общей культуры и творческих способностей учащихся.
Компетентностный подход ориентирован на формирование ключевых и предметных компетенций учащихся, развитие у них способности решать различные жизненные вопросы на основе использования приобретенных знаний, адаптироваться в социальных обстоятельствах.
В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Но каждый предмет имеет свои отличительные особенности, оказывающие влияние на используемые принципы изучения. Принципы трудового обучения сформулированы на основе обобщения результатов научных исследований и передового педагогического опыта. К ним относятся принципы:
– систематичности и последовательности в обучении;
– единства обучения, развития и воспитания;
– проблемности в обучении;
– сознательности и активности учащихся в обучении;
– доступности и посильности в обучении;
– научности в обучении;
– связи теории с практикой в обучении;
– наглядности в обучении;
– прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков;
– творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.
Все принципы трудового обучения взаимосвязаны друг с другом в образовательном процессе.
На современном этапе развития общего среднего образования происходит переориентация оценки результатов трудового обучения учащихся с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
К особенностям применения компетентностного подхода в процессе трудового обучения учащихся относятся:
1. Развитие у учащихся способности самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Создание условий для формирования у учащихся практического опыта самостоятельного решения поставленных задач.
3. Оценка результатов трудового обучения, основанная на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т. е. на уровне его компетенций.
Таким образом, полученные знания в трудовом обучении учащихся перестают играть определяющую роль. Главной задачей становится обучение учащихся применению полученных знаний для решения различных практических задач.
Обновление содержания методики преподавания учебного предмета с позиций компетентностного подхода предусматривает:
– усиление практикоориентированной направленности образования, т. е. оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;
– расширение спектра методов трудового обучения путем включения методов, ориентированных на формирование практических умений анализа информации, самообучение;
– использование интерактивных форм обучения, стимулирование самостоятельности учащихся, формирование опыта осознанного выбора, ответственной деятельности, самоорганизации, самооценки и становления созидательных ценностных ориентаций.
В процессе трудового обучения учащиеся должны получить подготовку, которая обеспечит в будущем их готовность жить и действовать в мире современных технологий, выполнять главные роли в жизни каждого человека: быть гражданином, работником (специалистом), хозяином (хозяйкой).
Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение» является формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций; развитие общетрудовых и конструкторско-технологических знаний, умений и навыков; готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта хозяйственно-бытовой деятельности и ремонтных работ в быту, способствующих лучшей социализации личности учащихся.
Реализация этой цели предполагает решение ряда задач:
– формирование знаний, умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства, выполнения ремонтных работ в быту; навыков безопасных приёмов труда;
– формирование ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;
– развитие познавательных интересов, творческих, конструкторских способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных умений в процессе выполнения различных видов деятельности;
– воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к культурным традициям.
В основе содержания учебного предмета «Трудовое обучение» заложены следующие виды деятельности учащихся: репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая, исследовательская и творческая.
В процессе реализации образовательных программ общего среднего образования при изучении учебного предмета «Трудовое обучение» класс разделяется на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости. Содержание образовательной программы в 5–9 классах отражено в двух направлениях учебного предмета «Трудовое обучение» – это технический труд и обслуживающий труд.
Направление «Технический труд» состоит из двух содержательных линий: «Обработка конструкционных материалов» (обработка древесины, обработка металлов, ремонтные работы в быту); «Техническое и художественное творчество» (техническое творчество, художественная обработка материалов). Содержательная линия «Обработка конструкционных материалов» является инвариантной частью учебной программы. Изучение содержательной линии «Техническое и художественное творчество» осуществляется по инвариантной (теоретические сведения) и вариативной (практические задания) частям с учётом уровня профессионально-педагогической и специальной подготовки учителя, состояния материально-технической базы мастерских, местных условий и традиций региона, а также пожеланий учащихся.
Направление «Обслуживающий труд» состоит из инвариантной (включает содержательные линии: основы приготовления пищи, обработка текстильных материалов, основы домоводства; основы выращивания растений) и вариативной части. Вариативная часть охватывает различные виды декоративно-прикладного творчества и направлена главным образом на ознакомление и приобщение учащихся к творчеству народных мастеров.
Изучение содержательной линии «Основы выращивания растений» организуется в учреждениях общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки, независимо от их территориального расположения.
Таким образом, эффективная реализация содержания учебного предмета «Трудовое обучение» в Республике Беларусь возможна при наличии соответствующей современной учебно-методической и материально-технической базы, а также при условии, когда учитель переводит трудовое обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью, осуществляя переход от знаниевой парадигмы к компетентностной.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.