logo search
sbornik / Часть 2

Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.

УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Одним из важнейших условий успешности интегрированного обучения и достижения его конечной цели – включение детей с особенностями психофизического развития в общество – являются благоприятные межличностные отношения между детьми с особенностями психофизического развития и их нормально развивающимися одноклассниками. Создание благоприятных межличностных отношений между детьми с особенностями психофизического развития и их нормально развивающимися одноклассниками является необходимым условием достижения цели интегрированного обучения. Исследования отечественных и зарубежных ученых-педагогов обозначили ряд проблем, возникающих в процессе межличностного взаимодействия детей с особенностями психофизического развития и их сверстников в условиях интегрированного обучения. Так, Х. Мюллер-Колленберг, К. Камманн отмечают, что дети с особенностями психофизического развития не принимаются сверстниками автоматически, наличие учебной дифференциации воспринимается ими с презрением или завистью [1]. Gottlieb, leyser, Mamson указывают, что в ряде случаев обучение детей с особенностями психофизического развития в классе интегрированного обучения приводит к еще большей сегрегации, чем в специальной школе [2].

Межличностные отношения в классах интегрированного обучения требуют педагогической организации и коррекции, средствами которой являются те же, что и при аналогичной педагогической работе в обычном классе. Так, Л.И. Солнцева предлагает использовать как средство организации межличностного взаимодействия внешкольную совместную деятельность; В.М. Гейделе – арттерапию, Г.И. Бондаренко – совместную творческую деятельность; Т.Л. Лещинская, Л.В. Сакович рассматривают опыт использования коллективного способа деятельности, позволяющего развивать и улучшать навыки коммуникации у учеников, создавать благоприятно-положительное впечатление об учениках с особенностями психофизического развития. Т.Л. Лещинская, А.Н. Коноплева рекомендуют использовать интерактивные приемы и методы обучения, позволяющие преодолевать изолированность детей с особенностями психофизического развития, развивать их коммуникативные навыки.

Педагогическая коррекция процесса формирования межличностных отношений в классах интегрированного обучения – одна из задач педагогического коллектива школы. Нами была разработана программа коррекции межличностных отношений для использования в подготовительных и первых классах интегрированного обучения, в которых обучаются дети с задержкой психического развития, предназначенная для учителей классов интегрированного обучения, педагогов, работающих в группах продленного дня первых классов интегрированного обучения, а также воспитателей подготовительных классов интегрированного обучения. Объектом данной педагогической работы является трудовая деятельность детей с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся учащихся класса интегрированного обучения. Апробирование программы осуществлялось в процессе формирующего эксперимента, в котором приняли участие ученики подготовительных и первых классов интегрированного обучения, педагоги данных классов, учителя-дефектологи 2–9 классов интегрированного обучения СШ г. Витебска и Витебской области. В экспериментальной и контрольной группе обучалось по 30 детей с особенностями психофизического развития, имеющие существенные проблемы в системе межличностных отношений класса (по результатам констатирующего эксперимента). В контрольной группе были проведены два среза по определению характера межличностных отношений детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников. В экспериментальной группе в течение учебного года проводилась целенаправленная работа по педагогической коррекции межличностных отношений учащихся в трудовой деятельности.

Педагогическая работа в экспериментальной группе включала несколько этапов. На первом, диагностическом, этапе была проведена (совместно с учителем класса, учителем-дефектологом, психологом школы) диагностика особенностей межличностных отношений в данном классе. Полученные конкретные данные о положении детей с особенностями психофизического развития в системе межличностных отношений, причинах данного положения учитывались в дальнейшей коррекционной работе. Диагностический этап также включал изучение уровня сформированности трудовых навыков детей с особенностями психофизического развития, предусмотренных учебной и воспитательной программами. Это позволяло проводить подготовительную педагогическую работу на диагностической основе по формированию недостаточно сформированных трудовых навыков у ребенка с особенностями психофизического развития с целью его дальнейшего участия в трудовой деятельности как равноценного партнера; при распределении трудовых обязанностей, трудовых операций при пооперационном разделении труда поручать ребенку с особенностями психофизического развития адекватно-доступные задания. На втором, основном, этапе осуществлялась специальная организация внеурочной и внеклассной трудовой деятельности (в т. ч. совместной) учащихся класса. На третьем, итогово-диагностическом, этапе проводилось повторное изучение системы сложившихся межличностных отношений, положение учеников с особенностями психофизического развития в этой системе, их уровень удовлетворенности отношениями.

Основными приемами и условиями специальной организации трудовой деятельности в классах интегрированного обучения являются: поручение детям с особенностями психофизического развития адекватно доступных трудовых поручений, избежание искусственной легкости (профилактика неадекватно-снисходительного отношения к ним со стороны нормально развивающихся учащихся); если в классе обучается несколько детей с особенностями психофизического развития, при определении пар, подгрупп для выполнения трудового задания, необходимо избегать постоянного включения их в одну пару (подгруппу), что будет способствовать развертыванию их взаимоотношений со всеми учениками класса; индивидуальную трудовую деятельность детей с особенностями психофизического развития необходимо использовать как способ повышения их статуса в классе; использовать прием объединения отдельных индивидуальных работ в общую и др. Итоговые данные формирующего эксперимента показали, что специальная организация трудовой деятельности в классах интегрированного обучения является средством педагогической коррекции межличностных отношений в классе, позволяет улучшить и межличностные отношения детей с особенностями психофизического развития и их одноклассников, и систему межличностных отношений класса в целом. Нормально развивающиеся учащиеся стали рассматривать детей с особенностями психофизического развития как партнеров в совместной деятельности, чему способствовала организация опыта совместного взаимодействия в трудовой деятельности. Специальная организация трудовой деятельности способствует формированию между детьми с особенностями психофизического развития и их сверстниками стойких дружеских отношений во всех видах деятельности. Отсутствие качественной организации трудовой деятельности детей с особенностями психофизического развития и их одноклассников приводит не только к статичности их неблагоприятных отношений, но и к их ухудшению в ряде случаев.

Таким образом, специальная организация трудовой деятельности в классах интегрированного обучения является средством педагогической коррекции межличностных отношений детей с особенностями психофизического развития и их нормально развивающихся одноклассников.