logo search
sbornik / Часть 2

Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Проблема организации самостоятельной работы студентов имеет свою историю теоретического освещения и практической реализации её основных положений в сфере образования. Однако вопрос о рациональной организации самостоятельной работы студентов является недостаточно исследованным. Под рациональной организацией самостоятельной работы понимается проектирование самостоятельной работы студентов с учётом специфики мотивационного, целевого, содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса и ориентации её на продуктивную деятельность при минимальных затратах времени и сил преподавателей и студентов [2].

Обучение в вузе имеет свои особенности, важнейшая из которых состоит в том, что основной формой овладения знаниями является самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов. В высшей школе есть специфические формы учебной работы, которые требуют продолжительной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, выполнение которой планируется и осуществляется каждым студентом самостоятельно.

Отечественная дидактика последних лет занялась широкомасштабным пересмотром содержания вузовского образования, конструированием новых программ, выработкой критериев и инструментариев для оценки результатов учебной деятельности.

Предметом многих исследований стали поиски новшеств, нетрадиционных систем обучения, новых тенденций в построении и организации учебного процесса. В последние десятилетия в вузовском обучении были предложены ряд методик, стимулирующих развитие активности и творчества студентов.

Одной из черт современного обучения является способность к современным действиям в новых ситуациях. Инновационность – это открытость чужому мнению. Сотрудничество предполагает отказ от менторского диктата и утверждение совместности, т.е. не отказа от самостоятельности, а отказа от позиции, будто твое мнение, подход является единственно правильным [1]. Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной деятельности студентов и преподавателей на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

В условиях, например, контекстного и развивающего обучения студент формируется как специалист, а с другой стороны, как социум, как участник общества, определенного регионального или этнокультурного пространства. Контекстное обучение предполагает использование такой учебной деятель­ности, которая отражает будущую профессиональную педагогическую деятельность, её модель, не только знаниевый компонент, но и аксиологическую духовную направленность, способствующую развитию будущей профессиональной жизни учителя. Ослабление, дефицит подобной информации отрицательно сказывается на функционировании всех компонентов обучения. Современное требование к обучению как организации коммуникативно-диалоговой деятельности, активного обмена мнениями облегчает эту задачу.

В числе принципов активизации особое значение приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. Здесь мы считаем необходимым напрямую выйти на стимулы и отметить, что действительным побудительным началом активной мыслительной деятельности должна быть не вынужденность, а желание обучаемого решить проблему, познать истину, доказать, оспорить и т.п. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной.

В контекстном обучении получают воплощение такие принципы, как проблематизация обучения, развитие круга познавательных интересов, взаимообучения, совместной деятельности.

Контекстное обучение активизирует рефлексивные позиции студента, ориентирует его на саморазвитие личностных профессиональных качеств, помогает создавать в учебно-профессиональной деятельности ситуации, которые актуализируют рефлексивную потребность в развитии личности студента. Студент оказывается способным преодолеть себя, скорректировать свою деятельность, свою активность.

Для студентов характерно многообразие познавательных стратегий, обусловленных как спецификой их ценностных ориентаций, так и личным опытом решения учебных проблем. Задача вуза – создать условия для развития активной познавательной деятельности студента с учетом индивидуальных возможностей и особенностей как самого вуза, так и студентов. К первым относятся условия деятельности (научная организация труда, организационные формы работы), характер и особенности межличностных отношений. Ко вторым – индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие ее переход к раскрытию творческого потенциала: характер и тип мотивации, уровень знаний и умений, возрастные и личностные особенности.