Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
МАОУ Гимназия № 1, г. Брянск, Россия
Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию. Гендерное воспитание и обучение в школе – это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек, учитывающий их различия, обусловленные половой принадлежностью, и направленный таким образом, чтобы они усвоили и были готовы к выполнению принятых в данной социокультурной среде гендерных норм и ценностей, модели мужского и женского поведения.
С позиции социализации учащихся образовательная область «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. В этом отношении предмет «Технология» является очень показательным. Этот предмет пришел на смену трудовому обучению. На данный момент образовательная область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления обучающихся.
В последнее время урок технологии (в прошлом трудовое обучение) существенно трансформировался. Изначально в гимназии девочек и мальчиков обучали отдельно, то теперь у нас неделимые классы. С одной стороны, благодаря этому у учителя появились новые возможности по обучению своих воспитанников, с другой – выявился целый ряд трудностей. Вот об этом бы мне хотелось рассказать в своей статье и поделиться своим опытом работы в неделимых классах.
В неделимых классах сложнее учитывать различия в строении мозга мальчиков и девочек, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях, которые предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию. Данные исследований подтверждают различия между полами не только на физическом, но и на психологическом, когнитивном, поведенческом уровнях.
Психологи выделяют следующие условные различия между мальчиками и девочками. У девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма, преимущественно долговременная память, наглядно-образное мышление, адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы, девочки легче переносят эмоциональный стресс, упор делают на испытываемые чувства и переживания, склонны к алгоритму – выполнению действия по шаблону, более послушны и приветливы, но скрытны.
У мальчиков более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов. Они имеют преимущественно кратковременную память, обладают абстрактным мышлением, легко адаптируются к окружающей среде, с трудом переносят стресс, самооценка объективна, более оптимистичны, открыты. У мальчиков наблюдается низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения.
Анализ учебных программ для неделимых классов различных авторов показал наличие в них схожих учебных блоков: культура питания, материаловедение, машиноведение, бытовая техника, чертежная графика, декоративная обработка древесины.
Блок по культуре питания самый любимый блок у детей. Во время практической работы происходит разделение труда как в семье, между мужчиной и женщиной, что положительно сказывается на формировании половых ролей в дальнейшей жизни. Следующий этап практической работы – это дегустация, в процессе которой дети учатся сервировке стола, правилам этикета и поведения за столом, что положительно отражается на взаимоотношениях полов.
Вместе с тем по завершению блока «Кулинария» на уроке технологии традиционно проводится «Кулинарный поединок», который вызывает сильный энтузиазм как традиционно у представительниц прекрасного пола, так и у сильной половины человечества. Интереснее всего, когда соревнуются чисто женская и чисто мужская команды, по статистике чаще побеждает мужская команда. Стоит отметить, что девочки более аккуратны, а мальчики изобретательнее.
Блок материаловедение очень большой. Чаще всего я провожу исследовательские работы в малых смешанных группах и парах. Например, «Сравнить строение древесины и льна, найти общие и отличные черты». После этого предлагаю ребятам изготовить изделие из срезов веток и сучков, аппликацию из кусочков ткани. Свойства сталей мы изучаем на примере тонколистового металла. Сохраняя все основные свойства стали, жесть легко обрабатывается и позволяет проявить творческие способности как мальчикам, так и девочкам. В целом, мальчики выполняют работу быстрее девочек, а девочки тщательнее, поэтому учителю необходимо озаботиться подготовкой дополнительной нагрузки для мальчиков к урокам (карточки, таблицы для анализа, схемы и пр.)
Один из самых сложных разделов – это машиноведение. У нас в гимназии нет деревообрабатывающих и металлообрабатывающих станков, есть только швейные машинки. Устройство и принцип работы швейной машинки можно изучить наглядно, а станки только на схемах. Провожу исследовательские работы, например, «Общие части швейных машин и металлообрабатывающих станков», используя схемы устройств и презентации, подготовленные ребятами. Это можно сделать и в виде соревнования «Кто найдет больше одинаковых деталей?» (корпус, двигатель, оси, валы, шестерни и т.п.). Формирование групп варьирую: только из девочек, только из мальчиков, совместные. На мой взгляд, хорошие результаты дают совместные, т.к. мальчики более склонны к диалогово-дискуссионной деятельности, а девочки лучше анализируют, четче формируют речь и письмо, хорошо работают по алгоритму и шаблонам.
Также неплохо воспринимают и девочки, и мальчики блок «Уход за одеждой и ее ремонт». Они учатся пришивать пуговицы, правильно гладить сорочки, брюки, завязывать галстук. Мальчишки лучше утюжат брюки, а у девочек лучше получается гладить сорочки. Этот блок активно поддерживается родителями, т.к. они считают его очень полезным в будущей жизни, а в связи со своей сильной занятостью они не всегда находят время обучить этим простым умениям своих детей.
В блоке по бытовой технике проводиться больше практических работ по мелкому ремонту. Замена вилки, розетки, шнура питания. Ребята всегда считались «главными специалистами» в этих вопросах и им просто необходимо это уметь делать, но, в свою очередь, девочки с большим удовольствием занимаются этой работой, а мальчики активно им помогают. Это поможет легче находить взаимопонимание в будущей семейной жизни.
В школьной программе нет такой темы, как «Ремонт в квартире». Между тем эта область носит очень высокий практический характер. Сейчас существует множество материалов для отделки, средств по их нанесению, креплению или фиксации. Да и самих стилей и способов создания интерьера великое множество. Все это дает широкие возможности для организации творческой и практической деятельности учащихся на занятиях. Например, практическая работа «Расчет необходимых материалов для ремонта». Мальчики и девочки охотно считают необходимое количество обоев, клея, в зависимости от квадратуры жилья составляют каталог обоев.
Блок «Творческие проекты» позволяет ребятам проявить все свои лучшие качества и способности, а также узнать много нового в интересующей их области. В то же время возможность ошибок учителя в подаче материала, связанных с особенностями восприятия и работоспособности мальчиков и девочек, сведена к минимуму. В работу над некоторыми темами включаются как мальчики, так и девочки. Во время работы они обмениваются своими наработками и нередко возникают даже совместные проекты.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.