logo search
sbornik / Часть 2

Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.

ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Проблема модернизации образования, активизации познавательной деятельности, развития контролируемой самостоятельной работы существенно затрагивает организацию учебного процесса в высших учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы высшего образования является создание условий для самореализации и развития будущих педагогов-художников.

Самореализация студентов в познавательной и творческой деятельности возможна при помощи различных способов и методов. При этом большое значение на современном этапе развития образования отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную деятельность, общение, взаимодействие педагога и студента, а также позволяют организовать образовательное пространство для самореализации будущих педагогов-художников.

Интерактивное обучение представляет собой отличную от привычной организацию процесса обучения: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.

Основная цель – это познания, осуществляемые в совместной деятельности педагогов и студентов, в ходе которого происходит взаимодействие, при котором обмениваются информацией, решают проблемы, моделируют деятельность и др.

При внедрении интерактивных методов обучения решается ряд задач:

Интерактивное обучение частично используется в образовательном процессе на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики художественно-графического факультета ВГУ имени П.М. Машерова при обучении студентов заочной формы обучения. Студенты – взрослые люди, обладающие профессиональной базой, жизненным опытом, достаточным уровнем самосознания, личной мотивацией для успешной активации познавательной деятельности, способствующей организации самостоятельного изучения теоретического материала, а также контролируемой самостоятельной работы.

Поиск новых форм и массовое внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, компьютерных систем управления обучением позволило открыть новые возможности подачи информации студентам. Студенты посещают on-line консультации и участвуют в on-line семинарах, пользуются электронными библиотеками через Интернет, получают учебные материалы и задания на свой электронный почтовый ящик, имеют возможность консультироваться с тьюторами при помощи Интернет-телефонии. Интерактивное обучение играет большую роль в модернизации высшего образования и претендует на право считаться «активной формой» получения теоретических знаний. Оно дополняет дневную форму обучения, а также подходит для продолжения образования либо для повышения квалификации.

Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. Для успешной активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов необходимо наличие достаточного количество разработанных программ, методических материалов, учебно-методических комплексов, курсов и др.

При организации подготовки студентов заочной формы обучения к успешной сдаче сессии организационно-методическое обеспечение увязывает реализацию всех действий технических средств и преподавателей в единый процесс и включает в себя:

Опыт применения элементов интерактивного обучения на художественно-графическом факультете проявляет свои положительные качества. Результаты студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Изобразительное искусство» показали, что в 2013 году для подготовки к сессии использовали печатные издания (учебную и методическую литературу) 57% студентов, 29% студентов использовали различные сайты интернета и лишь 14% студентов заочной формы обучения использовали материал сайта университета. В настоящее время уже 67% студентов заочной формы обучения используют сайт университета или консультации с преподавателем (с помощью соцсетей, «Skypeтм» и др.) для подготовки к сессии. Промежуточная аттестация и итоговый контроль знаний студентов демонстрируют повышение качества обучения, а следовательно, и среднего балла успеваемости. В 2013 году средний балл составлял 6,4, а уже летней сессии 2015 года – 6,9. Это показывает рост заинтересованности студентов в обучении с использованием интерактивного обучения (рисунок).

Рисунок. – Результаты диагности использования курсов при подготовке к сесии студентов 3 курса ХГФ, ЗФО

  1. – Литературные источники.

  2. – Различные сайты интернета.

  3. – Информация, расположенная на сайте университета.

Подготовка разносторонне развитого специалиста высшей квалификации в современной высшей школе представляет собой систему, которая включает научную организацию процесса обучения, управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов при широком использовании компьютерных обучающих средств, способствующих повышению профессионального уровня будущих специалистов.