Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
ФГБОУ ВПО МПГУ, г. Москва. Россия
Традиционно в общеобразовательной школе изучаются гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Третья важная часть общего образования связана с практикоориентированной, преобразующей деятельностью учащегося с использованием естественнонаучных и гуманитарных знаний в рамках предметной области «Технология». Изучая «Технологию», учащиеся были должны:
а) познакомиться с общими принципами преобразующей деятельности человека от возникновения потребностей до реализации результатов трудовой деятельности и использования спектра технологий;
б) практически освоить некоторые конкретные технологии преобразования материалов и электрической энергии с использованием информационных технологий и черчения;
в) реализовать их в процессе творческой проектной деятельности с использованием принципов дизайна;
г) познакомиться с перспективными технологиями XXI века;
д) изучить возможности будущей профессиональной деятельности, в первую очередь, в сфере материального производства для обеспечения экономики нашей страны инженерно-техническими кадрами.
Технология – основная практикоориентированная предметная область в учебном плане школы, которую можно описать словами: проектирование и изготовление.
В Российской школе реализуются три варианта технологической подготовки «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии», которые требуют оборудованных мастерских.
Содержание «Технологии», согласно разработанной в 1992–1994 гг. программы, включало модули:
Обработка материалов, в том числе художественная обработка и ремонтно-строительные работы.
Электротехника и электроника.
Черчение.
Элементы предпринимательства и домашней экономики. Культура дома.
Производство и окружающая среда.
Отрасли общественного производства, профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение.
Выполнение творческих проектов.
70% учебного времени отводится на практические работы по обработке материалов, электротехнические работы и выполнение творческих проектов. В рамках «Технологии» возможно изучение элементов национальной культуры.
Предметная область «Технология» способствует воспитанию трудолюбия, предприимчивости, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения учащихся, формированию технологической грамотности, технологической компетентности, технологической культуры: культуры труда, информационной культуры, графической культуры, предпринимательской культуры, экологической культуры, проектной и исследовательской культуры, культуры дизайна, культуры дома, потребительской культуры, культуры человеческих отношений.
В настоящее время целесообразно доработать ФГОС второго поколения, усилив в них роль «Технологии» и обязательно включить «Технологию» в число обязательных предметов в старших классах.
Принимая во внимание безусловную значимость технологического образования в подготовке инженерных кадров для страны, учитывая основные направления инновационного развития России, рекомендуем Министерству образования и науки РФ, Российской академии образования и Федеральному учебно-методическому объединению рассмотреть вопрос о внесении поправок в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в части предметной области «Технология».
Предлагается окончательный текст Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
Привитие учащимся любви и привычки к трудовой деятельности; получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания; знакомство с различными материалами и ручными инструментами; овладение простыми технологическими приемами ручной обработки материалов и использования электрической энергии; усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных навыков аккуратности и бережливости, совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Предлагается окончательный текст Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие инновационной творческой и трудовой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформулированных универсальных учебных действий;
формирование опыта создания материальных объектов;
совершенствование умений выполнения практической учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры общества, технологической грамотности и технологической культуры человека; представление о перспективных технологиях XXI века, уяснение социальных и экологических последствий развития промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Овладение общими принципами преобразующей (технологической) деятельности, основами общетехнических дисциплин (материаловедение, инструменты и оборудование, технические измерения), конкретными технологиями обработки материалов, использования электрической энергии в электрических и электронных устройствах, методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, выполнения и презентации проектов в практически-важных направлениях: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», «Сельскохозяйственные технологии».
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации.
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач.
Развитие умений применять технологии представления преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, оценка профессиональных возможностей учащихся.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность создания материальных объектов с использованием ручных и электроинструментов и оборудования и таких материалов, как древесина, металл, бумага, глина, ткань, пищевые продукты.
Предлагается совершенствование Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Сопоставительный анализ целей и содержания во ФГОС среднего (полного) общего образования показывает несоответствие предметных результатов и общих целей образования на данном уровне. Предметная область «Технология» исключена из перечня предметных областей, что нарушает преемственность между основным общим образованием, профессиональным и высшим образованием. Обучающимся фактически не предлагаются в 10–11 кл. обязательные дисциплины, формирующие их технологические, графические и трудовые умения. Прерывается цепь получения знаний о современном производстве и технологиях. В связи с этим предлагается внести образовательную область «Технология» в инвариантную часть стандарта, исключив предмет «Технология» из перечня «Предметы по выбору».
Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:
1. Сформированность представлений об общих принципах преобразующей, технологической деятельности человека, представлений о спектре технологий преобразования материалов, включая биологические материалы, энергии и информации, углубления представлений о перспективных технологиях XXI века.
2. Углубление знаний о технологической культуре общества, технологической грамотности и технологической культуре человека.
3. Углубление знаний и умений проектирования и изготовления проектных изделий, использования методов решения творческих задач.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность умений графически отображать материальные объекты, сформированность трудовых навыков и умений.
4. Оценку личных интересов и возможностей учащихся в овладении различными профессиями.
5. Овладение технологиями профильного обучения.
Вместе с тем, материально-технические условия реализации предметной области «Технология» должны включать материалы, инструменты и оборудование для выполнения проектных работ, а также для реализации профильного обучения: индустриально-технологического, информационно-технологического, агротехнологического и др.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература