logo

Цель воспитания в современной школе

Среди непреходящих целей воспитания есть одна, выражаю­щая его наивысшее предназначение — обеспечить каждому чело­веку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Ее отчетливая формулировка встречается уже у фило­софов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями своими эта цель уходит в античные философские учения.

В разное время в понятие всестороннего гармонического раз­вития вкладывается различный смысл. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения Ф. Рабле, М. Монтень в содержание всесто­роннего развития включали культ телесной красоты, наслажде­ние искусством, музыкой, литературой. Такое воспитание мыслилось уже не для избранных, а для более широкого круга людей. У социалистов-утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ш. Фурье идея всестороннего гармо­нического развития приобрела иную направленность. Они выдви­нули идеал формирования личности в условиях освобождения от частной собственности на средства производства, впервые потре­бовали включения труда в процесс всестороннего гармоническо­го развития, соединения воспитания с трудом. Французские просветители XVIII в. К. Гельвеции, Д. Дидро, развивая эту идею, включили в понимание всестороннего развития умствен­ное и нравственное совершенство. Русские революционеры-демо­краты А. И. Герцен, В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский считали, что проблема всестороннего воспитания народа может быть полностью решена только революцией, после уничтожения экономического и политического гнета.

Более 70 лет отечественная педагогика и школа несли на сво­их знаменах цель всестороннего и гармонического развития личности. Многое было сделано для ее полной практической реа­лизации. Но выполнить намеченные преобразования так и не удалось. Всесторонне развитая, гармоничная личность не была сформирована. Теперь известны причины неудавшегося экспери­мента — подавление прав и свобод личности, жесткая регламен­тация воспитания, его излишняя идеологизированность, забега­ние вперед реалий, отрыв от жизни.

Нынешняя школа вынуждена идти на некоторое сужение целей. Но от главной цели воспитания — формирования всесто­ронне и гармонически развитой личности — отказываться бы не хотелось. Разумной альтернативы всестороннему и гармоничес­кому воспитанию нет. Оно по-прежнему остается идеалом, к достижению которого, с учетом допущенных ошибок, будет стре­миться новая отечественная школа. При разумной организации и поддержке всего общества эта цель вполне достижима.

В нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитатель­ного процесса традиционно выдвигалась подготовка высоко­квалифицированного специалиста, способного с наибольшей эф­фективностью работать на производстве на благо государства. Гуманистический подход требует, чтобы в качестве цели рас­сматривалось создание предпосылок для самореализации личности. Для этого должна быть изменена система ценностных ориентации и акценты смещены на удовлетворение потребностей личности, создание предпосылок для реализации ее потенциала.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета инди­видуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демокра­тическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации.

При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся нацио­нальную систему воспитания. Менять ее на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, ко­торые стоят перед личностью и обществом.