Количественные методы в педагогике
Окружающий человека мир имеет две стороны — качественную и количественную. Качество — это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, величину этого качества. Качество традиционно раскрывается через описание признаков, а количество отождествляется с мерой, числом. Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чем его специфика, затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств. Разрешая ее, ищут ответ на вопрос, какая мера качества входит в установленную меру.
До последнего времени в педагогической науке хорошо просматривается эмпирическая часть, отражающая богатейший материал наблюдений и экспериментов; имеются теоретические обобщения, завершающие систематизацию материала, но нет пока третьей логической части, характеризующей развитую науку, — математической (структурной). Известно: наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость.
На пути количественного исследования педагогических явлений немало препятствий, и среди главных — природа и характер педагогических явлений. Они неметричны. Точнее, неметричными они нам кажутся, потому что у нас нет пока измерителей этих явлений. Классический математический аппарат не приспособлен для анализа явлений такой сложности, как педагогические. Преодолевается это препятствие двумя способами: попытками представить явления в таком упрощенном виде, который доступен для анализа традиционными математическими методами, или разработкой и применением новых способов формализованного описания. Появляясь, новые методы сразу привлекают к себе пристальное внимание специалистов.
Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое — для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе — для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первого направления достаточно широко применяются. Пальму первенства держит освоенный исследователями статистический метод со своими известными методиками, к которым относятся:
-регистрация — выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);
-ранжирование — расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.);
-шкалирование — присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность. Известны четыре основных градации измерительных шкал: шкалы наименований (или номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.
Шкалы наименований — самые «слабые», числа и другие обозначения в них используются чисто символически. По сути они представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика — принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам — список специальностей, перечисление характеристик обучаемых, наименования причин неуспеваемости и т. д.
В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.
«Сильные» шкалы — интервальная и шкала отношений — обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, «сильные».
Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте. Моделирование — метод создания и исследования моделей. Главное его преимущество — целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа — расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяют целостные системы и исследуют их функционирование.
Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относится к явлениям дидактическим. Воспитательные процессы, куда прежде всего необходимо направить гносеологический луч моделирования, исследуются на моделях явно недостаточно. Причина тому — невероятная сложность воспитания, сотни факторов, влияющих на его результаты, а также вполне объяснимый страх перед формализацией, грозящий вылиться в «безлюдную» математизированную теорию, приложить которую к реальной практике будет невозможно.
Моделирование в дидактике успешно применяется для решения важных задач оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Моделирование — сложный и противоречивый метод. По существу он служит трем полезным целям: эвристической — для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; вычислительной — для решения вычислительных проблем с помощью моделей; экспериментальной — для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями. Но, несмотря на всю его привлекательность, а также возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений. В результате появляются модели, не имеющие ничего общего с моделируемой действительностью, искажающие ее.
Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая гипотеза, основанная на доказанных наукой положениях; следующая за ней модель, включающая необходимое число переменных; «проигрывание» этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фактами, отшлифованными объективной мерой. Эта последовательность и составляет логическую цепочку диалектических переходов от явления к его математическому описанию.
- Раздел 1 общие основы педагогики
- Раздел 2 теория и технология обучения
- Раздел 3 теория и технология воспитания
- Структура ответа
- 1. Что такое...
- 3.Сущность...
- Раздел 1
- Возникновение и развитие педагогики
- Развитие педагогической мысли в XX в.
- Основные категории педагогики
- Формирование и развитие
- Педагогика как наука и искусство
- Структура педагогической теории
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогические течения
- Методы педагогических исследований
- Методологическая основа педагогики
- Традиционно-педагогические (эмпирические) методы
- Беседа как метод исследования
- Педагогический эксперимент
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения групповых (коллективных) явлений
- Количественные методы в педагогике
- Процесс развития человека
- Условия и факторы развития
- Наследственность и развитие
- Социальное наследование
- Влияние среды на развитие
- Развитие и воспитание
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Развитие младшего школьника
- Средний школьный возраст
- Старший школьный возраст
- Учет индивидуальных особенностей
- Идеалы воспитания
- Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
- Ценности и цели воспитания
- Ценности современной молодежи
- Цель воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Зарубежные педагогические течения
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- Педагогический процесс
- Педагогическая система
- Этапы педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Педагогические инновации
- Оптимизация педагогической системы
- Раздел 2
- Сущность процесса обучения
- Дидактика, ее основные категории
- Дидактические системы
- Современная дидактическая система
- Цели обучения и образования
- Задачи общеобразовательной школы
- Виды и уровни образования
- Продукт процесса обучения
- Содержание образования
- Принципы формирования содержания
- Способы реализации содержания
- Теории организации содержания образования
- Государственный образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебники и учебные пособия
- Условия и факторы обучения
- Комплексное влияние генеральных факторов
- Иерархия факторов обучения
- Раздел 2. Теория и технология обучения
- Закономерности обучения. История вопроса
- Общие закономерности обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Принципы и правила обучения
- Система дидактических принципов
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Мотивы - движущие силы учения
- Активность учения школьников
- Интересы и потребности
- Развитие мотивации учения
- Стимулирование учения
- Виды и типы обучения
- Методы обучения
- Методы обучения
- Выбор методов обучения
- Формы организации обучения
- Классно-урочная форма
- Требования к уроку
- Типы и структуры уроков
- Нестандартные уроки
- Подготовка урока
- Вспомогательные формы обучения
- Диагностика и контроль
- Контроль успеваемости
- Этапы и звенья контроля
- Оценка знаний, умений
- Раздел 3
- Задачи воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Общие закономерности воспитательного процесса
- Этапы воспитательного процесса
- Воспитание как социализация
- Средства массовой информации и социализация
- Общество сверстников и детская субкультура
- Принципы воспитания
- Общественная направленность воспитания
- Связь воспитания с жизнью, трудом
- Опора на положительное
- Единство воспитательных воздействий
- Методы и приемы воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности
- Методы стимулирования
- Формы воспитания
- Ученический коллектив
- Учение а. С. Макаренко о коллективе
- Коллектив и личность
- Коллектив и неформальные группы
- Педагогическое руководство коллективом
- Личностно ориентированное воспитание
- Комплексный подход к воспитанию
- Воспитательные дела
- Социально ориентированные воспитательные дела
- Этические воспитательные дела
- Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- Экологические и трудовые воспитательные дела
- Воспитание в семье
- Типы семейного воспитания
- Содержание семейного воспитания
- Стили семейного воспитания
- Методы воспитания детей в семье
- Педагогическая поддержка семьи
- Диагностика воспитанности
- Подласый Иван Павлович педагогика
- 100 Вопросов — 100 ответов
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
- Заказать и приобрести книги вы можете по адресу:
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,