logo

Воспитание в семье

Семейное воспитание (оно же воспитание детей в семье) — об­щее название для процессов воздействия на детей со стороны ро­дителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осу­ществляется в неразрывном единстве. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребен­ка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ре­бенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь опережает и школу, и средства массовой информации, и общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести довольно четкую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на вос­питание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: ка­кова семья, таков и выросший в ней человек.

Эта зависимость давно используется на практике. Опытному педагогу достаточно пообщаться с ребенком, чтобы понять, в какой семье он воспитывается. Точно так же не составляет тру­да, пообщавшись с родителями, установить, какие в их семье вырастают дети. Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга.

Подытоживая эти в общем-то хорошо известные воспитатель­ные функции семьи, приходим к следующим выводам:

•Влияние семьи на ребенка сильнее других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не ут­рачивается полностью.

•В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье сформированы быть не могут.

•Семья осуществляет социализацию личности, является кон­центрированным выражением ее усилий по физическому, мо­ральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены об­щества: какова семья — таково общество.

•Семья обеспечивает преемственность традиций.

•Важнейшей социальной функцией семьи является воспита­ние гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослуш­ного члена общества.

•Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии. В современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выра­жается в том, что семья все хуже реализует свою главную функ­цию — воспитание детей. Причины кризиса лишь отчасти связа­ны с ухудшением экономической ситуации в стране — у них более общий характер. Большинство специалистов приходит к весьма пессимистичному выводу: мы начинаем расплачиваться за индустриальную цивилизацию, неизбежно ведущую к разру­шению устоев, ухудшению нравов и человеческих отношений и в конечном итоге к гибели общества. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принци­пов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным об­разом отражаются на воспитании детей.

Современные семьи переживают не лучшие времена. В боль­шинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, а не на духовное фор­мирование и развитие детей. По данным социологических иссле­дований, работающая женщина в сутки уделяет воспитанию детей 16 мин, в выходные дни — 30 мин. Духовное общение ро­дителей с детьми, их совместные занятия, к сожалению, для большинства семей остаются непозволительной роскошью. Обще­ние родителей с детьми сводится в основном к контролю за учебой ребенка в школе, а сам контроль — к выяснению того, какие оценки получены.

Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспи­тания детей в семье отметим следующие:

—невысокий экономический уровень большинства трудовых се­мей, когда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.);

—низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в состояние повышенного нервного напряжения, стресса;

—двойная нагрузка на женщину в семье — в плане работы и семейных отношений. Обследование показало, что трудовая на­грузка горожанки в простых семьях с детьми составляет 77 ч в неделю, в том числе дома — 36 ч. Средний рабочий день женщины-матери, включая воскресенье, составляет 11 ч;

—высокий процент разводов как следствие многих социаль­но-бытовых и моральных причин. Развод — это всегда пробле­ма воспитания детей;

—бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспитании детей. Льготы по уходу за детьми имеет не семья, а женщина. Пока же законодательство закрепляет поло­жение, при котором воспитание детей остается святой обязанно­стью матери. Объявленное законом равное право отца и матери в воспитании детей на практике нарушается;

—обострение конфликтов между поколениями, которые день ото дня становятся напряженнее. Сообщения об убийствах на бы­товой почве не исчезают с газетных страниц;

—увеличение разрыва между семьей и школой. Обычная об­щеобразовательная школа, вследствие многих причин ставшая непрестижной и малопривлекательной, почти устранилась от выполнения роли помощника семьи. А новые общественные ин­ституты хотя и появились, но еще не окрепли и не в состоянии оказать действенную помощь семье.

Впервые за последние 70 лет наше общество столкнулось с проблемой детской беспризорности. Некоторая часть детей (5—6%) вообще лишена семейного уюта. Заботу о них вынуж­дено брать на себя государство, создавая сеть общественных учебно-воспитательных учреждений, количество которых в стра­не постоянно увеличивается. Детские приюты, дома ребенка, школы-интернаты, спецгруппы и спецучреждения заменяют ты­сячам детей родительский кров.

Что же может предложить педагогика для преодоления кризи­са семьи и повышения ее воспитательного воздействия? Педагоги перестраивают свою деятельность по отношению к семье в плане гуманизации отношений. Авторитарные влияния, ответственность перед законом, требования, запугивания уже исчерпали себя — когда людям нечего терять, эти меры не срабатывают. Только доброта, милосердие, конкретная помощь, заинтересованность учителя открывают сердца растерявшихся родителей и не позво­ляют им опускать руки в борьбе за лучшее будущее своих детей. Далее, происходит объединение усилий школы и церкви в духов­ном спасении людей, направление этих усилий не на деятельность вообще, а на разрешение конкретных проблем в конкретных семьях. Наконец, необходима координация усилий школы и гуманитарных фондов, обществ, волонтерских организаций, в част­ности организаций Красного Креста, разработка совместных бла­готворительно-воспитательных программ.