Продукт процесса обучения
Образование есть результат целенаправленного обучения. Образование — цель, обучение — способ ее достижения. Образование — продукт систематизированного обучения. Его компоненты: знания, умения, навыки; способы мышления; способы деятельности и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; навыки самообразования; активность; работоспособность (умственная и физическая); воспитанность нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.; профессиональная ориентация и подготовка к выбору профессии, жизненного пути и др. Все эти компоненты, в свою очередь, являются достаточно сложными образованиями, в составе которых выделяются многие десятки простых качеств. Таким образом, в процессе обучения возводится здание (сравнение К. Д. Ушинского), фундаментом которого являются знания, умения, навыки, способы мышления, деятельности и поведения, основываются на них другие компоненты, а венчает все воспитание, развитие, формирование личности.
В процессе обучения создаются продукты разного качества. Для их определения, анализа и измерения разработаны различные критерии. Общую характеристику эффективности (продуктивности, производительности) и достигнутых результатов принято давать через уровни обучения (или усвоения) — дидактическая характеристика и уровни познавательной активности учащихся — психологическая характеристика. Первая указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вторая — на пути их достижения; обе характеристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Проф. В. П. Беспалько предложил выделять следующие уровни познавательной активности учащихся: информационный (репродуктивный), проблемный, эвристический, исследовательский. В зависимости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. В несколько упрощенном виде результативность обучения следующая.
1-й уровень — знакомство; характеризуется способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление — альтернативными суждениями типа «да — нет», «или — или».
2-й уровень — репродукция; овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.
3-й уровень — полноценные знания; для деятельности учащегося характерны умения применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации.
4-й уровень — трансформация; характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков.
В соответствии с этими четырьмя уровнями выделяются знания-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-умения) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассматривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-трансформациям. Следует подчеркнуть, что человеку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-знакомств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне полноценных знаний-умений, а в некоторых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформацию (хотя бы по аналогии) на другие области (сферы).
Проблема выбора знаний для усвоения в средней общеобразовательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное решение влияют, прежде всего, цели обучения, которые и должны быть четко определены (В. П. Беспалько).
- Раздел 1 общие основы педагогики
- Раздел 2 теория и технология обучения
- Раздел 3 теория и технология воспитания
- Структура ответа
- 1. Что такое...
- 3.Сущность...
- Раздел 1
- Возникновение и развитие педагогики
- Развитие педагогической мысли в XX в.
- Основные категории педагогики
- Формирование и развитие
- Педагогика как наука и искусство
- Структура педагогической теории
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогические течения
- Методы педагогических исследований
- Методологическая основа педагогики
- Традиционно-педагогические (эмпирические) методы
- Беседа как метод исследования
- Педагогический эксперимент
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения групповых (коллективных) явлений
- Количественные методы в педагогике
- Процесс развития человека
- Условия и факторы развития
- Наследственность и развитие
- Социальное наследование
- Влияние среды на развитие
- Развитие и воспитание
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Развитие младшего школьника
- Средний школьный возраст
- Старший школьный возраст
- Учет индивидуальных особенностей
- Идеалы воспитания
- Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
- Ценности и цели воспитания
- Ценности современной молодежи
- Цель воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Зарубежные педагогические течения
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- Педагогический процесс
- Педагогическая система
- Этапы педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Педагогические инновации
- Оптимизация педагогической системы
- Раздел 2
- Сущность процесса обучения
- Дидактика, ее основные категории
- Дидактические системы
- Современная дидактическая система
- Цели обучения и образования
- Задачи общеобразовательной школы
- Виды и уровни образования
- Продукт процесса обучения
- Содержание образования
- Принципы формирования содержания
- Способы реализации содержания
- Теории организации содержания образования
- Государственный образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебники и учебные пособия
- Условия и факторы обучения
- Комплексное влияние генеральных факторов
- Иерархия факторов обучения
- Раздел 2. Теория и технология обучения
- Закономерности обучения. История вопроса
- Общие закономерности обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Принципы и правила обучения
- Система дидактических принципов
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Мотивы - движущие силы учения
- Активность учения школьников
- Интересы и потребности
- Развитие мотивации учения
- Стимулирование учения
- Виды и типы обучения
- Методы обучения
- Методы обучения
- Выбор методов обучения
- Формы организации обучения
- Классно-урочная форма
- Требования к уроку
- Типы и структуры уроков
- Нестандартные уроки
- Подготовка урока
- Вспомогательные формы обучения
- Диагностика и контроль
- Контроль успеваемости
- Этапы и звенья контроля
- Оценка знаний, умений
- Раздел 3
- Задачи воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Общие закономерности воспитательного процесса
- Этапы воспитательного процесса
- Воспитание как социализация
- Средства массовой информации и социализация
- Общество сверстников и детская субкультура
- Принципы воспитания
- Общественная направленность воспитания
- Связь воспитания с жизнью, трудом
- Опора на положительное
- Единство воспитательных воздействий
- Методы и приемы воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности
- Методы стимулирования
- Формы воспитания
- Ученический коллектив
- Учение а. С. Макаренко о коллективе
- Коллектив и личность
- Коллектив и неформальные группы
- Педагогическое руководство коллективом
- Личностно ориентированное воспитание
- Комплексный подход к воспитанию
- Воспитательные дела
- Социально ориентированные воспитательные дела
- Этические воспитательные дела
- Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- Экологические и трудовые воспитательные дела
- Воспитание в семье
- Типы семейного воспитания
- Содержание семейного воспитания
- Стили семейного воспитания
- Методы воспитания детей в семье
- Педагогическая поддержка семьи
- Диагностика воспитанности
- Подласый Иван Павлович педагогика
- 100 Вопросов — 100 ответов
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
- Заказать и приобрести книги вы можете по адресу:
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,