logo

Продукт процесса обучения

Образование есть результат целенаправленного обучения. Об­разование — цель, обучение — способ ее достижения. Образова­ние — продукт систематизированного обучения. Его компоненты: знания, умения, навыки; способы мышления; способы деятельно­сти и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллек­туальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; навыки самообразования; активность; работоспособность (умственная и фи­зическая); воспитанность нравственная, эстетическая, эколо­гическая, политехническая и др.; профессиональная ориентация и подготовка к выбору профессии, жизненного пути и др. Все эти компоненты, в свою очередь, являются достаточно сложными об­разованиями, в составе которых выделяются многие десятки простых качеств. Таким образом, в процессе обучения возводится здание (сравнение К. Д. Ушинского), фундаментом которого явля­ются знания, умения, навыки, способы мышления, деятельности и поведения, основываются на них другие компоненты, а венчает все воспитание, развитие, формирование личности.

В процессе обучения создаются продукты разного качества. Для их определения, анализа и измерения разработаны различные критерии. Общую характеристику эффективности (продуктивности, производительности) и достигнутых результа­тов принято давать через уровни обучения (или усвоения) — дидактическая характеристика и уровни познавательной актив­ности учащихся — психологическая характеристика. Первая указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вто­рая — на пути их достижения; обе характеристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Проф. В. П. Беспалько предложил выделять следующие уровни познавательной активности учащихся: информационный (репродуктивный), про­блемный, эвристический, исследовательский. В зависимости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. В несколько упрощенном виде результативность обучения следующая.

1-й уровень — знакомство; характеризуется способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление — альтернативными суждения­ми типа «да — нет», «или — или».

2-й уровень — репродукция; овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возмож­ность осуществлять словесное описание действия с объектом изуче­ния, анализировать различные действия и различные исходы.

3-й уровень — полноценные знания; для деятельности учаще­гося характерны умения применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и по­лучения объективно новой информации.

4-й уровень — трансформация; характеризуется таким овла­дением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков.

В соответствии с этими четырьмя уровнями выделяются зна­ния-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-умения) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассмат­ривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-транс­формациям. Следует подчеркнуть, что человеку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-знакомств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне полноценных знаний-умений, а в не­которых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформацию (хотя бы по аналогии) на другие об­ласти (сферы).

Проблема выбора знаний для усвоения в средней общеобразо­вательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное реше­ние влияют, прежде всего, цели обучения, которые и должны быть четко определены (В. П. Беспалько).