logo

Требования к уроку

Ключевым компонентом классно-урочной системы организа­ции обучения является урок — законченный в смысловом, вре­менном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок — сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоре­тиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффек­тивно и в краткие сроки решать задачи обучения. Дать хороший (качественный) урок — дело непростое даже для опытного учите­ля. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом тре­бований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качест­венный современный урок, выделяются следующие:

•Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе законо­мерностей учебно-воспитательного процесса.

•Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

•Обеспечение надлежащих условий для продуктивной по­знавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей.

•Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей.

•Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

•Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

•Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспита­тельной деятельности.

•Эффективное использование педагогических средств.

•Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

•Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.

•Формирование умения учиться, потребности постоянно по­полнять знания.

•Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим (или образовательным) требованиям отно­сятся четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимиза­ция содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной дея­тельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока, сочетание различных форм коллективной деятельности с само­стоятельной деятельностью учащихся, обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления, научный расчет и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей, постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, воспитание учащихся на общечеловеческих цен­ностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнитель­ности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др., внимательное и чуткое отно­шение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся формирование и развитие у учащих­ся положительных мотивов учебно-познавательной деятельно­сти, интересов, творческой инициативы и активности, изучение и учет уровня развития познавательных возможно­стей учащихся, проектирование «зон ближайшего развития», проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, сти­мулирование наступления новых качественных изменений в развитии, прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих пе­ремен.

Вместе с перечисленными требованиями к уроку выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, тре­бования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и т. д.