logo

Методы стимулирования

С древних времен известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Педа­гогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действен­ный, хотя и не новый метод стимулирования — соревнование. В последние десятилетия к этим традиционным рычагам мани­пулирования деятельностью и поведением человека, кажется, добавился еще один —субъективно-прагматический. Научные ис­следования и практика подтверждают, что отличительная черта нынешних подрастающих поколений — ярко выраженное де­ловое (прагматическое), потребительское отношение к жизни, вытекающее из него избирательное отношение к воспитанию, его ценностям. Что мне даст воспитание, зачем оно нужно, когда понадобится, выгодно ли и насколько выгодно быть воспитанным — вот вопросы, которые задают себе и друг другу ребята уже в средних классах и в зависимости от ответов строят на них свое отношение к воспитанию. Учитывая эти утилитарно-прагматические тенденции, некоторые зарубежные педагогические сис­темы смотрят на процесс воспитания как на коммерческие отно­шения партнеров — воспитателей и воспитанников, где главной побуждающей силой становится личная выгода. Метод еще не оформился окончательно, но уже повсеместно действует через систему контрактных сделок воспитателей и воспитанников, раз­личного рода договоров и взаимных обязательств.

Поощрение — выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет требуемые навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает при­ятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодар­ность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Одобрение — простейший вид поощрения. Воспитатель выра­жает его жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, доверием в виде по­ручения, ободрением перед классом, учителями или родителями. Поощрение вниманием возможно при внимательном отношении к успехам и неудачам воспитанников, переживании вместе с ни­ми горя и радости. Уважение, доверие вселяют уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

293

Поощрения более высокого уровня — благодарность, награж­дение и т. д. — вызывают и поддерживают сильные и устой­чивые положительные эмоции, дающие воспитанникам или кол­лективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях — это значитель­но усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связан­ные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тща­тельной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается прежде всего психологическая сторона по­ощрения, его последствия.

•Поощряя, воспитатели должны стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

•Поощрение не должно противопоставлять воспитанника ос­тальным членам коллектива. Поэтому поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял высокие нравствен­ные качества — трудолюбие, ответственность, отзывчивость, по­могая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

•Поощрение должно начинаться с ответов на вопросы — кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, месту в коллек­тиве и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную воспитанника. Неумеренные похвалы при­водят к зазнайству. Поощряя, учитывайте мнение коллектива.

•Поощрение требует личностного подхода. Очень важно во­время ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя поло­жительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятель­ность, желание преодолеть трудности. Воспитанник, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.

•Пожалуй, главное в нынешнем школьном воспитании — со­блюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще сове­туйтесь с воспитанниками.

Как только дети собираются вместе, сразу же начинают вы­яснять отношения: кто есть кто. Детям, подросткам, юношам в высшей степени присуще стремление к соперничеству, приори­тету, первенству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревно­вания прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус человека в коллективе.

Нельзя ли мощное естественное стремление человека к пер­венству направить на пользу воспитанию? Так еще в древности возник метод соревнования, которому в истории педагогики был уготован нелегкий путь: о нем то надолго забывали, то внезап­но возводили в ранг главного средства. В отечественной школе 20—90-х гг. этот метод получил название социалистического со­ревнования и, к сожалению, оброс командно-бюрократическими атрибутами — в школу пытались перенести законы соревнова­ния, действующие на производстве. Не удивительно, что метод превратился в формальное понукание школьников бороться за достижение непонятных и незначимых для них целей и в конце концов стал малоэффективным, а затем и малоупотребимым. Между тем в педагогически правильно организованном соревно­вании имеются действенные стимулы для повышения эффектив­ности воспитательного процесса.

Соревнование — это метод направления естественной потреб­ности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они по­лучают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований, среди которых отметим следующие.

1. Организация соревнования — основа его эффективности. Определяются цели и задачи соревнования, составляется про­грамма, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, ув­лекательным. Кроме того, пункты соревнования нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Механизм подведения итогов и определения победителей лучше сделать наглядным.

2.Должны быть установлены направленность и содержание соревнования. Классическим видом состязаний в учебных заве­дениях было соревнование за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета. В нашей школе последних десятилетий соревнование по конкретным показателям успевае­мости не проводилось. Отмечались робкие попытки внедрить эле­менты соревнования в практику учебной работы с младшими школьниками по таким, например, показателям, как систе­матическое выполнение домашних заданий, прилежность, отсутствие замечаний на уроке, опрятность тетрадей, строгое выполнение школьного и домашнего режима дня, чтение дополнительной литературы. В частных школах, школах повы­шенных требований — гимназиях и лицеях эти традиции воз­рождаются.

3.Цель соревнования понятна всем — быть первым. Но так откровенно ее формулировать в школах до недавнего времени остерегались. В рекомендациях отмечалось: необходимо забо­титься, чтобы соревнование не переродилось в конкуренцию, толкающую воспитанников на использование недопустимых средств. Многие педагоги, выполняя наставления и стремясь за­тушевать смысл вечной человеческой борьбы за существование, подменяли истинные цели соревнования псевдоцелями, облека­ли их в размытые, неконкретные формы. В результате сорев­нование выходило из-под контроля, принимало искаженные формы. Победить в честной, открытой, принципиальной борьбе возможности не было. Теперь же, в демократическом обществе, каждый человек получает право реализовать свои возможности, личные качества. Школа перестраивается и в отношении мето­да соревнования — соревнуясь, учащиеся выигрывают стипен­дии, гранты, право поступления в вуз без экзаменов.

В современной педагогике нет пока единой точки зрения и на метод наказания. Диапазон требований — от полной отмены школьных наказаний до максимального их ужесточения. Неко­торые педагоги предлагают считать интенсивность наказаний критерием гуманизации воспитательной системы, пробным кам­нем ее жизнестойкости.

Содержанием наказания в старой российской школе было переживание страдания. Выдвигались и другие не лишенные смысла аргументы, благодаря чему наказание в арсенале воспи­тательных средств занимало видное место. Даже такой извест­ный педагог прошлого века, как Н. И. Пирогов, будучи по­печителем Киевского округа по учебным заведениям, выдвигал в целях «воспитания законности» систему физических наказа­ний, в том числе и порку, за что был подвергнут уничтожающей критике.

До мельчайших подробностей была продумана система нака­заний в старой прусской школе. Для нее характерно полное игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, причин, побудивших его совершить тот или иной проступок, обстоя­тельств, в которых он совершен. Мера воздействия применялась по жесткой и прямолинейной формуле «проступок — наказание» в соответствии с установленной «шкалой наказаний», где были расписаны всевозможные нарушения и указана «цена расплаты» за них. Муштра тем не менее давала известные результаты: ни одна нация в мире не может соревноваться с немецкой по дис­циплине, трудолюбию, приверженности к порядку.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказа­ние рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известные виды наказания связаны с наложением дополни­тельных обязанностей, лишением или ограничением определен­ных прав, выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказа­ний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, об­суждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др. Внутри этих общих форм — боль­шое разнообразие конкретных форм наказаний, однако их тоже можно, в свою очередь, подразделить на наказания, осуществ­ляемые по логике «естественных последствий», традиционные и наказания-экспромты.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, отметим следующие:

1.Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива класса или поддерживается им. Ученик острее пере­живает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и ближайшие товарищи, друзья. Поэтому надо опираться на общественное мнение.

2.Не рекомендуется применять групповые наказания. В хо­рошо организованных коллективах за проступок всего коллек­тива иногда наказывают уполномоченных, но этот вопрос на­столько деликатный, что требует очень тщательного разбора всей ситуации.

3.Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

4.Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспомина­ют, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5.Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника. Наказываем не по личной неприязни, а по педагогической необ­ходимости. Формула «проступок — наказание» должна соблю­даться неукоснительно.

6.При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

7.Основа для наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действи­тельным конфликтам и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Нельзя дать каких-ли­бо общих рецептов в вопросе о наказании, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости, от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть разным — от са­мого легкого до самого сурового.

8.Наказание — метод сильнодействующий. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому воспитатель не будет применять наказание до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

9.Воспитатель-гуманист никогда не допустит превращения наказания в орудие мести. Он сформирует убеждение, что вос­питанника наказывают для его же пользы. Он не станет на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

10.Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педа­гогическая проблема. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, то, видит лишь проступок, но не человека, его совершив­шего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитан­никам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11.Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что од­ними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применя­ется в комплексе с другими методами воспитания.

Субъективно-прагматический метод стимулирования дея­тельности и поведения воспитанников основывается на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится невыгодно, эко­номически накладно. Развитие общественных и экономических отношений с раннего детства погружает детей в жестокую кон­курентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серь­езностью. Не удивительно, что школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчине­но по сути одной главной цели — найти после окончания учеб­ного заведения работу, не остаться без средств к существованию.

Педагоги используют напряженную общественно-экономичес­кую ситуацию в воспитательных целях. Они прежде всего подчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что маловоспитанные, необра­зованные люди имеют мало шансов занять хорошие должности, оказываются на низкооплачиваемых и непрестижных работах, первыми пополняют ряды безработных. В этой связи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда вос­питанник изо всех сил стремится заслужить положительные от­зывы, которые большинство предприятий в ряде стран сделали обязательным условием для поступления на работу или учебу. Если академические успехи, считают они, зависят от способно­стей и не каждому даются, то хорошо воспитанными граждана­ми должны быть все.

Конкретные модификации субъективно-прагматического ме­тода следующие: контракты, которые заключают воспитанни­ки с воспитателями, где четко определяются обязанности сто­рон; личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), которые составляются воспитателями и роди­телями; дифференцированные группы по интересам, которые де­лаются платными для усиления личной заинтересованности, а также так называемые «группы риска» из детей, склонных к правонарушениям, с которыми ведется профилактическая рабо­та; мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением, социальным развитием воспитанника с помощью новейших тех­нических средств и ЭВМ, способных рассчитывать тенденцию индивидуального развития, определять «сценарии судьбы» при той или иной направленности воспитания, развития тех или иных качеств личности; тесты воспитанности, социальной зрелости, гражданственности, «наложенные» на постоянно проводящиеся игры, соревнования, конкурсы; штрафы (в баллах, очках), вле­кущие за собой вполне реальные наказания — денежные ком­пенсации неправильного поведения, лишение прав и свобод, при­вилегий и т. д.

Этот метод пока мало используется в практике отечественной школы. Но, судя по набирающим силу тенденциям социального и экономического развития, это метод завтрашнего дня.