logo

Цели обучения и образования

Конкретизация целей обучения (образования) предусматрива­ет три уровня: политический, на котором цели понимаются как общественная цель, государственная политика в области образо­вания; административный — цели понимаются как стратегия решения значительных образовательных задач (на уровне ре­гиона, учебного заведения); оперативный, на котором цели формулируются как оперативные задачи реализации учебного процесса в определенном классе с имеющимся составом учени­ков (см. табл. 2).

Уровень цели

Политический

Административный

Оперативный

Кто реализует

Политики, государственные служащие

Администраторы, менеджеры образования, инспек­тора

Учителя

Вид реализации

Законодательные акты

Учебные планы, программы

Оперативные задачи, поурочные планы

Цели образования определяются с различной степенью обобще­ния и детализации. Если на политическом и административном уровнях обходятся лишь общей констатацией сформулированных намерений, и этого достаточно, то на оперативном (учительском) уровне цели задаются конкретно. При этом необходимо, чтобы они были: реальными, четко определенными и дифференцированными настолько, чтобы без лишних пояснений было понятно, что пре­дусматривает определенная цель. Такое задание конкретных целей называется диагностическим. Оно открывает дорогу для определе­ния и измерения достигнутых результатов. Если, например, цель урока — усвоение правил правописания, то и проверяется дости­жение именно этой цели в заданном объеме.