Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось воспитание вместе с первыми людьми. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки, как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания.
Первопричина возникновения всех научных отраслей — потребности жизни. Наступило время, когда воспитание, образование стали играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к жизни.
Уже в наиболее развитых государствах древнего мира — Китае, Индии, Египте, Греции — были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.
Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460— 370 до н.э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Вопросов педагогики касались крупные древнегреческие мыслители: Сократ (469—399 до н.э.), его ученик Платон (427—347 до н.э.), Аристотель (384—322 до н.э.), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана (35— 96). Труд Квинтилиана долгое время был важной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.
В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии, образование во многом потеряло свободу и прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались незыблемые принципы догматического и схоластического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. Среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы — например, Тертуллиан (160—222), Августин (354—430), теолог Фома Аквинский (1225—1274) и др., создавшие обширные трактаты по воспитанию и духовному образованию людей.
Но не только подавлением свободомыслия отмечен этот период в истории науки. Общеобразовательную школу с ее главными атрибутами придумали иезуиты, основателем ордена которых был И. Лойола (1491—1556). В 1522 г. он написал книгу «Духовные упражнения», где изложил основы и приципы функционирования новой, неизвестной еще школы. Типовые программы иезуитов регламентировали весь учебный процесс: как и о чем говорить на уроке, как разрешать те или иные спорные вопросы, как учить географии или иностранным языкам. Классные журналы и записи преподавателей проверялись, на уроках бывали инспектора. И. Лойола настаивал на абсолютной бесплатности образования. Иезуиты привозили с собой программы и учебники, напечатанные в типографиях «Общества Иисуса», открывали школы, куда мог записаться каждый. Впервые в истории массовой школы (а свою школу орден иезуитов видел всеобщей и массовой) детей старались набирать из разных социальных групп, следуя идее, что школьный класс — это общество в миниатюре. Учеников делили на звенья, назначали звеньевых. Лучших сажали на почетное место, награждали знаками отличия, всячески пробуждая тщеславие и желание выделиться. Золотые и серебряные медали за успехи в учебе — тоже изобретение иезуитов.
Силу иезуитской педагогики оценил и К. Д. Ушинский: «Тайна силы иезуитской педагогики... заключалась в том, что иезуиты не ограничивались одним учением и поверхностным наблюдением, но прежде всего старались покорить своему влиянию душу воспитанника. Они в этом случае не отступали от своего правила и не были слишком разборчивы на средства».
Эпоха Возрождения дала миру целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, в числе которых — итальянец В. Фельтре (1378—1446), голландец Эразм Роттердамский (1469—1536), французы Ф. Рабле (1494—1553) и М. Монтень (1553—1592).
Революционные преобразования в науке о воспитании связаны с именем великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Его главный труд «Великая дидактика», вышедший в Амстердаме в 1657 г., — одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни своей актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения — например, принцип природосообразности, классно-урочная система — вошли в золотой фонд педагогической теории.
В отличие от Я. А. Коменского, английский философ и педагог Д. Локк (1632—1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде «Мысли о воспитании» он изложил взгляды на воспитание джентльмена — человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713—1784), К. Гельвеции (1715—1771), П. Гольбах (1723—1789) и особенно Ж. Ж. Руссо (1712—1778). Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога И. Песталоцци (1746—1827). Немецкий философ И. Гербарт (1776—1841) — крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), известен работами, ставшими теоретической базой для авторитарной педагогики, введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся. Другой выдающийся немецкий педагог А. Дистервег (1790—1866) плодотворно занимался исследованием многих важных проблем, но более всего изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.
Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811— 1848), А. И. Герцена (1812—1870), Н. Г. Чернышевского (1828— 1889), Н. А. Добролюбова (1836—1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828—1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810—1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824—1871), совершивший переворот в теории, революцию в педагогической практике. В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», — писал он. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных.
Руководящая роль принадлежит школе, учителю: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не могут заменить личности в деле воспитания».
Ушинский пересмотрел все принципы педагогики и требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: «...одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине».
- Раздел 1 общие основы педагогики
- Раздел 2 теория и технология обучения
- Раздел 3 теория и технология воспитания
- Структура ответа
- 1. Что такое...
- 3.Сущность...
- Раздел 1
- Возникновение и развитие педагогики
- Развитие педагогической мысли в XX в.
- Основные категории педагогики
- Формирование и развитие
- Педагогика как наука и искусство
- Структура педагогической теории
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогические течения
- Методы педагогических исследований
- Методологическая основа педагогики
- Традиционно-педагогические (эмпирические) методы
- Беседа как метод исследования
- Педагогический эксперимент
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения групповых (коллективных) явлений
- Количественные методы в педагогике
- Процесс развития человека
- Условия и факторы развития
- Наследственность и развитие
- Социальное наследование
- Влияние среды на развитие
- Развитие и воспитание
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Развитие младшего школьника
- Средний школьный возраст
- Старший школьный возраст
- Учет индивидуальных особенностей
- Идеалы воспитания
- Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
- Ценности и цели воспитания
- Ценности современной молодежи
- Цель воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Зарубежные педагогические течения
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- Педагогический процесс
- Педагогическая система
- Этапы педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Педагогические инновации
- Оптимизация педагогической системы
- Раздел 2
- Сущность процесса обучения
- Дидактика, ее основные категории
- Дидактические системы
- Современная дидактическая система
- Цели обучения и образования
- Задачи общеобразовательной школы
- Виды и уровни образования
- Продукт процесса обучения
- Содержание образования
- Принципы формирования содержания
- Способы реализации содержания
- Теории организации содержания образования
- Государственный образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебники и учебные пособия
- Условия и факторы обучения
- Комплексное влияние генеральных факторов
- Иерархия факторов обучения
- Раздел 2. Теория и технология обучения
- Закономерности обучения. История вопроса
- Общие закономерности обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Принципы и правила обучения
- Система дидактических принципов
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Мотивы - движущие силы учения
- Активность учения школьников
- Интересы и потребности
- Развитие мотивации учения
- Стимулирование учения
- Виды и типы обучения
- Методы обучения
- Методы обучения
- Выбор методов обучения
- Формы организации обучения
- Классно-урочная форма
- Требования к уроку
- Типы и структуры уроков
- Нестандартные уроки
- Подготовка урока
- Вспомогательные формы обучения
- Диагностика и контроль
- Контроль успеваемости
- Этапы и звенья контроля
- Оценка знаний, умений
- Раздел 3
- Задачи воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Общие закономерности воспитательного процесса
- Этапы воспитательного процесса
- Воспитание как социализация
- Средства массовой информации и социализация
- Общество сверстников и детская субкультура
- Принципы воспитания
- Общественная направленность воспитания
- Связь воспитания с жизнью, трудом
- Опора на положительное
- Единство воспитательных воздействий
- Методы и приемы воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности
- Методы стимулирования
- Формы воспитания
- Ученический коллектив
- Учение а. С. Макаренко о коллективе
- Коллектив и личность
- Коллектив и неформальные группы
- Педагогическое руководство коллективом
- Личностно ориентированное воспитание
- Комплексный подход к воспитанию
- Воспитательные дела
- Социально ориентированные воспитательные дела
- Этические воспитательные дела
- Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- Экологические и трудовые воспитательные дела
- Воспитание в семье
- Типы семейного воспитания
- Содержание семейного воспитания
- Стили семейного воспитания
- Методы воспитания детей в семье
- Педагогическая поддержка семьи
- Диагностика воспитанности
- Подласый Иван Павлович педагогика
- 100 Вопросов — 100 ответов
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
- Заказать и приобрести книги вы можете по адресу:
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,