logo

Дидактика, ее основные категории

Дидактика {от греч. didaktikos — поучающий) — часть педа­гогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинени­ях немецкого педагога Вольфганга Ратке (1571 —1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал ди­дактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиво­речивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со вре­мен Ратке остаются и основные задачи дидактики — разработ­ка проблем чему учить и как учить; современная наука интен­сивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, резуль­таты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить также поняти­ям дидактической системы и технологии обучения. Опираясь на базовые понятия, получаем краткое и емкое определение: дидак­тика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реа­лизации цели и задач обучения, обеспечение информирования, восприятия, осознания, усвоения, упрочения и практического применения знаний.

Учение — процесс собственной деятельности учащегося, в хо­де которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятель­ности и поведения, совершенствуются ранее приобретенные.

Обучение — совместная деятельность педагога и учащихся, упорядоченное их сотрудничество, направленное на достижение поставленной цели.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знания — отражение познаваемого мира в мысли человека, совокупность идей, в которых выражается теоретическое овладе­ние определенным предметом.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) при­менения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой сте­пени совершенства.

Цель (учебная, образовательная)—то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) — система научных зна­ний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процес­се обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по оп­ределенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма {от лат. forma — внешний вид, оболочка)—способ су­ществования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Выбор формы обучения связан с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод {от лат. metodos — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Сред­ствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в ши­роком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Для поддержки учебного процесса используются разнообразные тех­нические средства.

Результаты (продукты обучения) — то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реали­зации намеченной цели.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие течение и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом диагно­стическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает всю систему обучения по всем предме­там и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидак­тики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, и результата­ми, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики относятся к изучению отдельных предметов и называются еще методиками преподавания. Они изучают закономерности проте­кания процесса, содержание, формы и методы, являющиеся свое­образными для каждого учебного предмета в связи с его специ­фическими особенностями.