logo

Развитие мотивации учения

Педагоги обычно используют известные приемы развития мо­тивации.

Дети любопытны. Они проявляют особенное внимание к но­вым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информа­ции, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство. Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».

Подобное же происходит и в том случае, когда школьникам не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте познания. Вот как пишет об этом Л. С. Выготский: «Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятель­ности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, воз­будить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следова­тельно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таково правило».

Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами. Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т. п. Если вам удастся вплести в канву урока этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними по­ставили.

К поиску объяснений подталкивают противоречия. Дети стре­мятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир. Сталки­ваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснение. Если вам удастся поставить под сомнение доступную учащимся логичность объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учеб­ном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес к познанию истины.

Эти приемы мотивации срабатывают, когда учащиеся чувст­вуют себя уверенно. Они должны быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним отно­сятся. Чем больше обучаемым доверяют, тем охотнее они сотруд­ничают с учителем в процессе обучения и тем меньше их обес­кураживают неудачи. Поэтому одна из самых эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить уверенность в собственных силах.

Постоянной заботой учителей остается создание ситуаций для поддерживания у школьников общего положительного отноше­ния к учению, школе, педагогам. Созданию такого отношения способствует целенаправленная деятельность учителей. Наряду с играми, широко используемыми в младших классах, рекоменду­ются следующие приемы для развития мотивации обучаемых средних и старших классов.

—обсуждение волнующих учеников вопросов, в том числе и отдаленно связанных с темой урока;

—предоставление возможности обучаемым высказаться, об­ратить на себя внимание;

—применение взаимоконтроля и взаимопроверки работ и др.

Проверенным способом мотивации служит планирование це­лей и задач обучения самим обучаемым. Чтобы учащийся смог обосновать и поставить цель, составить план ее достижения, ор­ганизовать и направить свою деятельность, его необходимо под­готовить, развить на предшествующих этапах воспитания.