logo

Классификация методов воспитания

В педагогической литературе можно найти описание большо­го количества методов для достижения практически любых целей. Методов и особенно различных версий (модификаций) методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация. Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов, которая помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их осознанному выбору, наиболее эффектив­ному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше по­нимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций.

По каким признакам могут быть выстроены в систему мето­ды воспитания? Таких признаков много, поскольку метод воспи­тания — явление многомерное. Отдельную классификацию мож­но составлять по любому общему признаку. На практике так и поступают, получая различные системы методов. В современной педагогике известны десятки классификаций: одни более пригод­ны для решения практических задач, другие представляют лишь теоретический интерес.

По характеру методы воспитания делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание (Н. И. Болдырев, Н. К. Гон­чаров, Ф. Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, примени­мость, особенность и некоторые другие стороны. К этой клас­сификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщенно (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). Она включает методы убе­ждения, организации деятельности, стимулирования поведе­ния школьников. В классификации И. С. Марьенко названы такие группы методов воспитания, как объяснительно-репро­дуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, са­мовоспитания.

По результатам методы воздействия на воспитанника мож­но разделить на два класса: влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представ­ляется классификация методов воспитания на основе направлен­ности — интегративной характеристики, предусматривающей единство целевой, содержательной и процессуальной сторон методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой ха­рактеристикой выделяются три группы методов воспитания: формирования сознания личности; организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; стимулирования поведения и деятельности.