logo

Эстетические и физкультурные воспитательные дела

Эстетические (художественные) дела — общее название дел, доминирующей целью которых является формирование эсте­тического отношения к жизни: труду, общественной деятель­ности, природе, искусству, поведению. В числе главных задач эстетического воспитания — формирование эстетических поня­тий, оценок, суждений, идеалов, потребностей, вкусов, способно­стей. Критерием эстетической воспитанности считается овла­дение эстетической культурой, которая, как составная часть культуры духовной, предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, благородное от пошлого. И не только в искусстве, но также в любом проявлении жизни: в труде, быту, поведении человека.

Эстетическое воспитание будит и развивает чувство прекрас­ного, облагораживает личность. Чуткий к прекрасному человек испытывает потребность строить свою жизнь по законам красо­ты. Эстетическое воспитание неразрывно связано с нравствен­ным, умственным, трудовым и физическим. Любовь к природе, литературе, театру, музыке, поэзии, живописи и другим видам искусства служит стимулом для всестороннего умственного раз­вития. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности. Эстетическое наслаждение вызы­вают не только произведения искусства, но и добрые дела, преданность Родине и коллективу, добросовестный труд. «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» (.Б. М. Нвменений). Высокая культура труда без развития чувства прекрасного также недостижима. Много эле­ментов красоты включает физическое воспитание: гармония раз­витого тела, хорошей осанки, походки, изящных и энергичных движений облагораживает жизнь и поведение человека, образ его мыслей.

В художественных воспитательных делах необходимо преду­смотреть овладение теоретическими знаниями. Школьники узна­ют, что термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos — чувственный. Слово это в качестве названия оп­ределенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства А. Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опублико­ван в 1750 г. С того времени словом «эстетика» стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше, ее истоки уходят в глубокую древность. Уже на заре цивилизации у человека развилась способность чувство­вать красоту окружающих его предметов. Эту способность на­зывают эстетическим чувством. Как социальное явление оно развивалось и обогащалось в процессе труда, по мере того как человек, изменяя природу, изменял и собственную природу, со­циальные отношения.

Одна из основных категорий эстетики — категория прекрас­ного. Прекрасное — это и сама жизнь в ее наиболее совершен­ных проявлениях, и природа, и продукты человеческого труда, и человеческие отношения.

Вырабатываются эстетические знания в процессе выполнения конкретных воспитательных дел — конкурсов, викторин, празд­ников, выставок и т. д. Важно, чтобы ученики не только по­лучали конкретные сведения, но и составляли целостное представление об эстетике — науке, изучающей сущность и законы эстетического познания и преобразования действительности, об­щие законы искусства, которое является высшей формой эсте­тического освоения мира.

Организуя воспитательные дела, надо учитывать психоло­гические закономерности эстетического восприятия. Последнее уже присуще детям с раннего возраста и зависит от уровня раз­вития эстетического опыта, степени сформированности представ­лений. Явления окружающей действительности сначала не выступают как эстетические: прежде чем стать таковыми, они должны стать осмысленными, содержательными, понятными. Следовательно, первая забота воспитателей, с учетом возрастных особенностей воспитанников, — достичь понимания все более сложных явлений и форм прекрасного, эстетических проблем.

Важнейший компонент эстетического восприятия — эмоцио­нальность. Воспринимая высокохудожественные произведения искусства, ярко отражающие действительность, учащиеся ис­пытывают радость или гнев, тревогу или надежду. Эти чувства вызывают желание жить по законам прекрасного.

Многообразие средств эстетического воспитания обусловлива­ет широкий диапазон художественных дел. Воспитательные дела эстетической направленности приобретают различный характер в зависимости от того, что выступает средством эстетического воспитания — природа, труд, человеческие отношения, искус­ство и т. д. Чрезвычайно большие возможности предоставляют воспитательные дела, в которых источником эстетического воспитания выступает природа. К. Д. Ушинский называл ее пре­красным воспитателем молодого поколения, оказывающим глу­бокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвящен­ных природе, — традиционные дела этого направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно, надо уметь ви­деть ее красоту, эмоционально ее переживать. Эта способность развивается постепенно. Во время прогулок, походов, работы на пришкольном участке обращайте внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспиты­вайте потребность не только любоваться природой, но и береж­но к ней относиться.

Учебный труд — основной вид труда школьников. Важно раз­вивать способность видеть прекрасное в созидательном труде, вызывать радость участия в нем, создавать праздничную эсте­тическую обстановку трудовой деятельности.

Постоянный источник эстетических воспитательных дел — мир искусства. Произведения искусства всегда были «учебником жизни» (Н. Г. Чернышевский). Художественный образ, приня­тый в искусстве, в конкретной форме отражает типические явле­ния окружающей действительности. Он эмоционален и активен, так как в нем выражено отношение художника к изображаемо­му им явлению. Искусство своей образностью активно воздейст­вует на сознание, чувства, волю людей и играет огромную роль в жизни общества. Все его виды и жанры имеют большое значение в эстетическом воспитании. Воспитание средствами ис­кусства всегда привлекательно и действенно.

Известно эстетическое воздействие художественной литерату­ры. Воспитательные дела эстетической направленности углубля­ют восприятие художественных произведений, помогают понять, в чем сила их художественного воздействия. Тактичный совет, умелая рекомендация педагога помогают воспитаннику осмыс­лить книгу, изменяют отношение к выбору литературы. Напро­тив, прямое принуждение или запрещение приводят к нежела­тельным результатам.

Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведе­ниях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эсте­тически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для нашей молодежи. Необходи­мо срочно возрождать забытые музыкальные традиции, возвра­щаться к народной музыке, хоровому пению.

Знание и понимание произведений великих отечественных и зарубежных художников и скульпторов воспитывают эстетичес­кие вкусы, влияют на нравственные чувства и мировоззрение человека. Проектируя эстетические воспитательные дела, надо предусматривать возможность активного самовыражения школь­ников. Во многих зарубежных системах (Япония, США) способ­ность самовыражения средствами изобразительного искусства усиленно развивается. Педагоги не без основания усматривают в этом верный путь формирования эстетически развитой, неор­динарной личности. В последние годы многие наши школы, осо­бенно начавшие работать по программам художественного воспи­тания Б. М. Неменского, успешно вводят своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, с огромной пользой для воспитания осваивают культурное наследие прошлого.

Современная педагогическая практика накопила большой опыт организации и проведения эстетических воспитательных дел различной направленности: художественных, литературных, музыкальных и т. д. Разработаны сценарии эффективных воспи­тательных дел для школы всех уровней. Среди них традицион­ные общие формы: конкурсы, викторины, лектории, школьные праздники, кружки, творческие объединения, а также новые формы работы в первичном коллективе — кольцовка песен, кон­церт-«молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий, эстафета «ромашка» и др. (И. П. Иванов).

Поддержание чистоты и порядка, высокой гигиенической культуры как в учебных помещениях, так и на прилегающей территории — это тоже дело эстетической направленности. На­рядный внешний и внутренний вид школы создает такую обста­новку, которая сама по себе заставляет школьников вести себя культурно, не допускать неряшливости. Педагоги учат школьни­ков понимать: особых дел где-то на стороне искать не надо. Наш класс, наш коридор, наша клумба требуют повседневной заботы, украсим свой быт своими руками.

Доминирующая цель воспитательных дел физкультурной на­правленности вытекает из уже известных нам задач физическо­го воспитания: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников; овладение физкультурно-спортивными знаниями; выработка двигательных умений и на­выков; развитие двигательных качеств (силы, ловкости и т. д.); воспитание нравственных качеств (патриотизма, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма и др.); формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений и т. п.); выработка привычки к систематическим занятиям физ­культурой и спортом; формирование гигиенических умений и на­выков. Большое разнообразие воспитательных дел физкультурной направленности позволяет решать в комплексе задачи нравствен­ного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Одно из распространенных воспитательных дел данного направ­ления — гимнастика перед занятиями (утренняя физзарядка), которой начинается трудовой день в школе. Педагоги знают, что утренние физические упражнения на открытом воздухе повыша­ют работоспособность, содействуют общему закаливанию орга­низма. Полноценность этих упражнений зависит от их систе­матичности и организации. Учитель физкультуры заранее со­ставляет комплексы упражнений для учеников различных классов с учетом их подготовленности и организованности. При этом обязательно принимаются во внимание особенности школы и кли­матические условия. Основное содержание утренней гимнастики составляют общеразвивающие упражнения. Они дополняются ходьбой, легким бегом, прыжками на месте, танцевальными уп­ражнениями, специально подобранными играми для всего класса.

К постоянным воспитательным делам физкультурной направ­ленности относятся и физкультминутки, во время которых вы­полняется несколько упражнений, предупреждающих или уменьшающих переутомление. Смена деятельности помогает поддерживать высокую работоспособность. При хорошо органи­зованном и методически правильном проведении физкультпаузы положительно сказываются на учебно-воспитательном процессе.

Воспитательные дела типа «подвижные перемены» обес­печивают ежедневное пребывание школьников на свежем воз­духе в перерывах между занятиями. Для младших классов рекомендуется проводить подвижные игры с бегом и прыжками, метаниями. Упражнения и игры прекращаются за 5 мин до звонка на урок, чтобы ребята успели вернуться в класс.