logo

Методы формирования сознания личности

Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил пове­дения, которые должны быть сформированы в процессе вос­питания. Трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде ясного понимания значения этого качества. Для формирования взглядов, понятий, убеждений используются методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса — формирования чувств, эмо­ционального переживания, требуемого поведения. Если ученики безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает на­меченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волную­щие образы. В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее — методами убе­ждения, поскольку главное их назначение — формировать устойчивые убеждения. Не знания, а убеждения стимулиру­ют поступки школьников, поэтому не столько понятия и су­ждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа пове­дения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформирова­лась готовность активно включаться в предусмотренную со­держанием воспитания деятельность.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при ис­пользовании различных методов. В старой школе, например, для этого широко применялись назидательные истории, притчи, бас­ни, другие непрямые и образные способы сообщения воспитан­никам необходимых знаний. Выводы (мораль) должны были делать сами ученики. В нынешней школе почти полностью от­казались от использования традиционных воспитательных средств, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализирования. Эффективность та­ких методов оказалась низкой: бесконечные указания принесли воспитанию мало пользы. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, назидательные рассказы К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуют­ся также рассказы и беседы на этические темы, объяснения, разъяснения, лекции, увещевания, внушения, инструктажи, дис­путы, доклады. Сильнодействующий метод убеждения — пример.

Каждый из методов имеет свою специфику и область приме­нения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квали­фикации. Применяются они системно, в комплексе с другими методами. Среди наиболее сложных по содержанию и примене­нию — методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, а также метод наглядно-практического воздействия — пример.

Рассказ на этическую тему, который используется преиму­щественно в младших и средних классах, — это яркое эмоцио­нальное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помо­гает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает со­держание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом дру­гих людей. Наконец, еще одна важная функция рассказа — служить способом использования положительного примера в вос­питании.

Методы формирования сознания личности

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

—соответствие социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует пере­живаниям детей. Рассказ для подростков более сложный: им гораздо ближе поступки, которые волнуют своим высоким смыслом;

—сопровождение иллюстрациями, которыми могут стать про­изведения живописи, художественные фотографии, изделия на­родных умельцев. Усиливает восприятие и хорошо подобранное музыкальное сопровождение;

—соответствующая обстановка для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. В ар­сенале педагогических средств профессионального воспитателя всегда наготове рассказ для любой обстановки — походного ко­стра, автобусного путешествия, неубранного поля и уютной ком­наты, площади большого города или весеннего сада;

—создание должного впечатления, т. е. рассказ должен из­лагаться профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех;

—должное восприятие слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от рассказа сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только потому, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настрое­нию, например, к спортивному соревнованию.

Разъяснение — эмоционально-словесное воздействие на воспи­танников. Важная черта, отличающая разъяснение от объясне­ния и рассказа, — ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Этот метод основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов кол­лектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. При работе с подростками необходимы глу­бокая мотивация, разъяснение общественного смысла моральных понятий.

Разъяснение применяется только там и тогда, когда воспитан­нику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступ­ку, который уже совершен (например, весь класс не пришел на урок).

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение, для которого, однако, характерно некритическое вос­приятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в сознание, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психи­ки, использует внушение в тех случаях, когда воспитанник дол­жен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

В практике воспитания прибегают и к увещеваниям, сочетаю­щим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещева­ния почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещевание как воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможность достигнуть высоких ре­зультатов. Педагогическая эффективность увещевания во многом зависит от авторитета воспитателя, его нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на поло­жительное, похвала, обращение к чувствам собственного дос­тоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступка­ми. Педагог не только вызывает эти чувства и заставляет вос­питанника переживать их, но и указывает пути к исправлению. В таких случаях необходимо убедительно показать значение, суть негативного поступка и его последствий, создать эффектив­ный стимул, положительно влияющий на поведение. Иногда негативное поведение бывает следствием незнания, неосве­домленности. Увещевание в данном случае сочетается с разъяс­нением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение.

Педагог всегда знает, что при неквалифицированном приме­нении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму нотаций, но они никогда не достигают цели, скорее вызывают противодействие у воспитанников, желание по­ступить вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

Этическая беседа — метод систематического и последователь­ного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отно­шения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще все­го становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы — углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование сис­темы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа — метод привлечения воспитанников к вы­работке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Метод особенно актуа­лен для учеников пятого—восьмого классов, когда наступает сензитивный период формирования «картины мира».

В практике школьного воспитания используются плановые и неплановые этические беседы. Первые намечаются классным руководителем заранее, к ним ведется подготовка, а вторые воз­никают непреднамеренно, стихийно, рождаются школьной и общественной жизнью. Темы плановых этических бесед опреде­ляются исходя из общего содержания воспитательного процесса, уровня воспитанности и возраста школьников. Поскольку этическая беседа предполагает не только изложение знаний пе­дагогом, но и активное участие в ней воспитанников, то ее план или основные вопросы заблаговременно сообщаются участникам беседы. Допускается предварительная подготовка выступающих по отдельным вопросам. К беседе рекомендуется литература, подбираются факты, примеры из жизни, литературные иллю­страции. Ведущий делает вступление, затем ставит вопросы перед участниками беседы, стимулирует их активность, выслу­шивает различные точки зрения, дает оценку выступлениям, дополняет, исправляет и обобщает высказанные мнения, подво­дит итоги. Хорошо, когда этическая беседа завершается реаль­ным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

В большинстве случаев поводом для этической беседы стано­вятся конкретные факты, события, поступки одноклассников. Такая беседа, как правило, проводится по «горячим следам», т. е. сразу же после события, поступка или несколько позже, ко­гда ребята осмыслят и поймут их.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

—проблемный характер, т. е. предполагается борьба взгля­дов, идей, мнений. Воспитатель должен стимулировать нестан­дартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы;

—нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее со­ставленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнени­ям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать пра­вильную точку зрения;

—нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лек­цию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откро­венно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильно­му пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу;

—близость материала для беседы эмоциональному опыту воспитанников. Нельзя ожидать и требовать от них активно­сти при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты или явления, связанные с непонят­ными либо чуждыми событиями, чувствами. Только при опо­ре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными;

—выявление и сопоставление всех точек зрения. Ничье мне­ние не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения — объективности, справедливости, культуры общения;

—правильное руководство ходом беседы, чтобы помочь вос­питанникам самостоятельно прийти к нужному выводу. Для этого воспитатель должен уметь смотреть на события или по­ступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связан­ные с ней чувства.

Ошибочно думать, будто беседа — метод спонтанный. Высо­копрофессиональные воспитатели проводят беседы нечасто и готовятся к ним основательно. Этические беседы строятся при­мерно по такому сценарию: сообщение конкретных фактов, объяснение этих фактов и их анализ с активным участием всех собеседников, обсуждение конкретных аналогичных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков конкретных моральных качеств и сопоставление их с ранее усвоенными зна­ниями, мотивация и формулировка морального правила, приме­нение учащимися усвоенных понятий при оценке своего поведе­ния, поведения других людей.

В школе первой ступени этическая беседа имеет более про­стую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и само­стоятельного вывода. В средних и старших классах беседу можно начать с формулировки морального правила и для иллюстрации использовать конкретный материал из жизни, художественной литературы.

Высокого профессионализма требуют индивидуальные этичес­кие беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить, что он ошибается. В при­сутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спо­койной, без иронии или высокомерия. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почувствует, что об­суждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он болеет за дело и хочет помочь. Если воспитатель сумеет при­дать индивидуальной беседе задушевный характер, то можно рассчитывать на полный успех.

Диспуты — это живые горячие споры на разные темы, вол­нующие воспитанников. Диспуты проводят в средних и старших классах на политические, экономические, культурные, эсте­тические, правовые темы: «О вкусах спорят», «Право быть или слыть», «Воспитанные ли мы люди?» и т. п. Диспуты ценны тем, что убеждения вырабатываются при столкновении и сопос­тавлении различных точек зрения.

В основе диспута — спор, борьба мнений. Чтобы диспут дал хорошие результаты, к нему нужно готовиться: разработать пять-шесть вопросов, требующих самостоятельных суждений, и познакомить с ними участников диспута заранее. Иногда воспитатель может назначить участников спора. Выступления должны быть живыми, свободными, краткими. Тексты записы­вать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным. Цель диспута — не вывод, а процесс. Но нельзя допускать, чтобы дис­пут превращался в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысль, придерживаться логики доказа­тельств, аргументировать свою позицию.

Диспут — сложный метод и требует высокого уровня профес­сиональной подготовки воспитателя. Чтобы научить других, вос­питатель сам должен пройти хорошую школу умело организо­ванных диспутов. С максимальной деликатностью и уважением надо относиться к высказываниям школьников. Это не означает, что педагог должен занять позицию невозмутимого и беспристра­стного наблюдателя. Он воздействует силой аргументов, никого не обижая и не унижая. Опытные наставники иногда умышлен­но ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута. Это рискованный прием, для которого необходимо чувство меры и мастерство учителя.

Полезно заранее готовить школьников к будущим диспутам. Для этого можно дать им возможность несколько раз понаблю­дать и послушать как проводят диспуты старшеклассники. В за­рубежных школах, где диспуты и дискуссии едва ли не главный метод формирования взглядов и убеждений, специально обучают правилам доказательного и запоминающегося выступления.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явле­ния, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлева­ются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздейст­вие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово — на уровне второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. «Долог путь наставле­ний, — говорил римский философ Сенека, — короток путь при­мера». Когда говорят о примере, подразумевают прежде всего пример живых конкретных людей — родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример геро­ев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых, политических личностей. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опо­средованной форме — это не механический процесс, не авто­матическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражатель­ность — деятельность индивида. Иногда очень трудно определить границу, где заканчивается подражание и начинается творчест­во. Часто творчество проявляется в особенном, своеобразном под­ражании.

Исследования показали, что характер подражательной дея­тельности изменяется с возрастом и по мере накопления соци­ального опыта. Многие качества поведения дети приобретают, подражая взрослым. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Поэтому, забо­тясь о развитии нравственности ребенка, очень важно окружить его положительными примерами для подражания. В среднем и старшем школьном возрасте подражательность (наследование) приобретает избирательный, сознательный характер. Подросток все больше опирается на собственный опыт, собственные взгля­ды и суждения. В процессе наследования, осознавая необходимость определенного способа действия, он для достижения цели сознательно прилагает собственные усилия.

В процессе подражательности психологи выделяют три этапа: непосредственное восприятие конкретного образа действия другого лица, формирование желания действовать по образцу и, наконец, синтез самостоятельных и подражательных действий, проявляющийся в приспособлении поведения к поведению куми­ра. Процесс подражательности сложный и неоднозначный, веду­щую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации. Поэтому очень важным условием являет­ся правильная организация среды, в которой человек живет и развивается.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия непра­вильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от непра­вильного поступка.

Естественно, что воспитание зависит от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Сила положитель­ного воздействия личного примера наставника увеличивается, когда он свой авторитет использует систематически и последо­вательно. Сила положительного воздействия педагога будет воз­растать и тогда, когда воспитанники убедятся: между словом и делом их наставника нет расхождений, ко всем своим воспитан­никам он относится ровно и доброжелательно.