logo

Диагностика воспитанности

Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоста­вить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и ко­нечных, ни планирование, ни управление процессом невоз­можно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанно­сти. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает ди­агностика — оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравнивают­ся достигнутые результаты, используются критерии (от лат. criterium — сравнение). Критерии воспитанности — это теоре­тически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).

Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Есть еще общие критерии — для диагностики конечных ре­зультатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в фор­мулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательно­го процесса.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся иа две группы: связанные с про­явлением результатов воспитания во внешней форме — сужде­ниях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеж­дениями, планами, ориентациями.

Среди наиболее часто применяемых на практике методов ди­агностики воспитанности — прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разо­браться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные во­просы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть откры­тыми, требующими аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов.

Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Ми­лосердие — как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако в последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического сред­ства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях — открыто выражает свои взгляды и убеждения.

Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», ха­рактеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, за­нимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются; применяются также другие, в частности социометрические, мето­ды выявления внутренней позиции. Только комплекс диагно­стических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.

Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эф­фективный способ диагностики поведения — метод воспитываю­щих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: диагностировать уровень развития требуемых качеств и воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация — это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вы­нужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, переменах, в столовой, школьном дворе и т. д. Преднамеренно созданные си­туации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обя­занностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.

В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Ис­кусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, и, следовательно, правильно построить воспита­тельный процесс. Выделяются такие виды ситуаций: прове­рочная, воспитывающая, контролирующая, закрепляющая, не предусмотренная воспитателем, но помогающая, не предусмот­ренная воспитателем, мешающая или вредная.

Регистрация результатов диагностики осуществляется в раз­личных формах. Чаще других способов используется шести­балльная шкала: +1 (готовность к положительным проявлени­ям); + 2 (устремленность к положительным действиям); +3 (устойчивость, активность при совершении положительных действий); 0 (нейтральная позиция); —1 (готовность к отрица­тельным проявлениям); —2 (устремленность к отрицательным действиям); —3 (антиобщественное поведение).

Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. Последние следует рас­сматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не мо­гут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться.

Учебное издание