logo

Система педагогических наук

Педагогика — обширнейшая наука. Изучаемый ею предмет настольно сложен, что отдельная, даже очень широкая наука не в состоянии охватить его сущность, все связи. Пройдя длительный путь развития, накопив информацию, педагогика превратилась в разветвленную систему научных знаний. Поэтому современную пе­дагогику правильнее называть системой наук о воспитании.

Систему педагогической науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по разным признакам. Главные отрасли по критерию последовательности связей педагогичес­ких отраслей, изучающих воспитание человека на всем протяже­нии его развития и формирования.

Фундаментом педагогики является философия, в частности, та ее часть, которая специально занимается проблемами воспи­тания и потому получила название философии воспитания. Эта область знаний использует в воспитательной практике идеи раз­личных философских систем. Одна из задач философии воспи­тания, как ее определяет английский философ А. Брент, состо­ит в том, чтобы определить критерий и разработать принципы, позволяющие выявить сущность предмета и методов воспитания. (Brent A. Philosophical Foundations for the Curriculum. — London; Boston, 1988. — P. 12).

Давние и прочные связи педагогики с философией (вспомним, что педагогика еще совсем недавно была частью философии) обу­словили особую роль последней. Философия остается основой педагогики. Многие специалисты развивают философскую базу педагогики. К их числу принадлежат видные зарубежные иссле­дователи, а также известные отечественные ученые Б. С. Гершунский, Н. С. Розов, П. Г. Щедровицкий (см., например, Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. — М., 1998.).

Философия указывает педагогике общий подход к познанию, исследованию педагогических явлений и процессов. Поэтому философию с ее идеями целостности и системности, методами структурного анализа принято считать методологической осно­вой педагогики (от лат. metodos — путь). Немало современных педагогических систем создано на эклектической основе — соединении идей и подходов различных философских течений, например экзистенциализма, прагматизма, неопозитивизма и др.

Развитие воспитания как общественного явления исследует история педагогики. Принцип историзма — важнейший для раз­вития любой науки: понимая прошлое, заглядываем в будущее. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения оши­бок прошлого, делают обоснованными прогностические предпо­ложения, устремленные в будущее.

Общая педагогика — базовая научная дисциплина, изучаю­щая общие закономерности воспитания человека, разраба­тывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяют два уровня: теоретический и прикладной (норматив­ный). Традиционно общая педагогика содержит четыре больших раздела: 1) общие основы; 2) дидактика (теория обучения); 3) теория воспитания и 4) школоведение. Названные разделы в последние десятилетия настолько разрослись, что стали больши­ми самостоятельными отраслями знаний.

Дошкольная и школьная педагогики составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспи­тания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика в настоящее время охватывает всю систему среднего образования. В ее компетенции — и закономер­ности учебно-воспитательного процесса в профессионально-тех­нических учебных заведениях, и особенности воспитания в сред­них учебных заведениях всех типов, и вопросы воспитания моло­дежи, получающей среднее и высшее образование через систему вечерних (сменных, заочных) школ или с помощью сети Ин­тернет (дистанционное обучение). Завершено или завершается оформление самостоятельных педагогических дисциплин, от­ражающих специфические особенности воспитания в отдельных возрастных группах или типах учебно-воспитательных учреж­дений — дошкольной педагогики, педагогики профтехшколы, производственной педагогики, педагогики дистанционного обучения и др.

Среди отраслей, занимающихся педагогическими проблемами взрослых, быстро прогрессирует педагогика высшей школы. Ее предмет — закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации, специфические проблемы получения высшего об­разования в современных условиях, в том числе и по компью­терным сетям. Педагогика последипломного образования в тесном содружестве с педагогикой труда занимается проблемами повышения квалификации, а также очень острыми сейчас вопро­сами переквалификации работников различных отраслей народ­ного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте. Военная педагогика исследует особенности воспитательных процессов в специфических условиях.

В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная, пенитенциарная (перевоспитание право­нарушителей), профилактическая педагогики и др.

Люди с разными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдо­педагогика, слепых — тифлопедагогика, умственно отсталых — олигофренопедагогика. В последнее время активно развиваются новые отрасли педагогики — профилактическая (лечебная), реа­билитационная, коррекционная, превентивная.

Особую группу педагогических наук составляют так назы­ваемые частные, или предметные, методики, исследующие за­кономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений. Методикой преподавания своего предмета должен превосход­но владеть каждый педагог. Есть и методика преподавания педагогики, требованиям которой подчиняется изучение на­шей науки.

В последние десятилетия все отрасли педагогики пошли по пути создания частных технологий, отличающихся от традици­онных методик максимальной конкретизацией путей и способов достижения заданных результатов.