logo

Методологическая основа педагогики

Любое научное исследование опирается на определенную сово­купность теорий, положений, концепций, составляющих его ос­нову. Исследований, ни на что не опирающихся, не существует.

Объективной основой для разработки педагогических идей является философия. Именно она определяет общий подход, на­правленность, указывает метод познания педагогических явле­ний, а потому называется методологической основой педагогики. Методология — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности» (Фи­лософский энциклопедический словарь. — М., 1983. — С. 365). В педагогике, как и в других науках, методология — организую­щее начало исследований.

Каждый педагог «пристает» к одному из направлений фило­софии. Принятие одних и отрицание других идей принципи­ально определяет главное направление его поисков. Если он материалист, то толкование педагогических явлений и событий будет, естественно, только материалистическим. Экзистен­циалист, неотомист, бихевиорист придадут своим поискам, ги­потезам и выводам лишь такую направленность, которая соот­ветствует положениям их философии. Фашизм, национализм, шовинизм тоже имеют свои «педагогики», отражающие их «фи­лософию». Наиболее запутанными и лишенными ясных фило­софских оснований являются исследования, выполненные на эклектической основе, т. е. случайным образом «надерганных» положений из различных философских концепций. Если к изучению «предлагается» человек, мораль которого рассматри­вается в религиозном плане, образ мыслей материалистический, а менталитет шовинистический, то, согласимся, это страшный монстр, который никогда не должен выходить за пределы «ум­ствований» в педагогических лабораториях.

Педагоги нуждаются в объективном методологическом подхо­де. Относительно главного направления особых разногласий нет. Философы всех направлений признают таковым системно-структурный (структурно-системный) подход. Во всем мире он признан универсальным направлением научного анализа. Согласно этому подходу все, что подлежит изучению, рассматри­вается как обособленная система, и в ее пределах проводится исследование интересующих педагогов качеств и характеристик. Для всех педагогических систем установлены общие свойства: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабиль­ность, прогностичность, преемственность, целостность. Систем­но-структурный подход — главный принцип рассмотрения педа­гогических теорий, технологий, инноваций.

Большие педагогические системы составляются из меньших подсистем (компонентов системы), т. е. организованы по иерар­хическому принципу. Например, одна из главных педаго­гических систем — педагогический процесс — составляется из подсистем: цели, педагоги, ученики, методы, формы, средства. Средства, методы, цели и т. д., в свою очередь, являются также очень сложными образованиями.

К числу важных методологических принципов, направляющих развитие педагогических исследований, относятся личностный и деятельностный подходы. Первый утверждает главной ценностью воспитания личность и требует признания ее уникальности, интел­лектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Воспита­тельный процесс направляется на удовлетворение поддерживаемых обществом потребностей личности. При втором подходе исходят из того, что личность формируется и развивается только в деятель­ности, что требует такой организации последней, при которой все вместе и каждый в отдельности получили максимальные условия для развития своих способностей и дарований.