logo

Акселерация

Акселерация (от лат. acseleratio — ускорение) — это уско­ренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с фи­зиологическим созреванием организма, психологи — с развити­ем психических функций, а педагоги — с интеллектуальным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологичес­кого созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации в 50—60-е гг. XX в. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать тем­пы умственного, социального, духовного развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быст­рее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13— 15 годам у девочек, а к 14—16 у мальчиков, живущих в сред­них регионах нашей страны, физиологическое развитие организ­ма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологичес­ких потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физио­логией. Возникающее напряжение приводит к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устра­нения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создающей не­мало трудностей как для самих подростков, не умеющих совла­дать с происходящими в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей.

Среди основных причин акселерации выделяются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, по­вышение качества питания и медицинского обслуживания, улучшение ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причи­ны: радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ве­дущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, а затем и рост все­го организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена ком­плексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление ретрадации — отставания детей в физическом развитии, которое обусловливается нарушением генетического механизма наследст­венности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и превышения радиационного фона в частности. Наблюдаются отставания не только в физичес­ком, но и в психическом развитии.