logo

Ученический коллектив

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. Неудивитель­но, что оно стало нечетким. Ясно лишь, что коллектив — это группа людей. Но любая ли группа — коллектив? В современ­ной литературе употребляются два значения понятия «кол­лектив». Первое — под коллективом понимается любая орга­низованная группа людей (например, коллектив предприятия); второе — только высокоорганизованная группа. В том значении, которое приобрело это понятие в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

•Общая социально значимая цель. Цель есть у любой груп­пы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государст­вом, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

•Общая совместная деятельность для достижения поставлен­ной цели, общая организация этой деятельности. Люди объеди­няются в коллективы, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совме­стной деятельности.

•Отношения ответственной зависимости. Между членами кол­лектива устанавливаются специфические отношения, отражаю­щие единство не только цели и деятельности (рабочее сплочение), но и связанных с ними переживаний, оценочных суждений (моральное единение).

•Общий выборный руководящий орган. В коллективе уста­навливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Эти характеристики могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при кол­лективной организации.

Кроме названных признаков, коллектив отличается и други­ми очень важными особенностями, которые отражают внутри-коллективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких особенностей — сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, «чувство локтя», причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здо­ровая критика и самокритика, соревнование. Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, кол­лектив без них теряет свои преимущества.

В коллективе, обладающем всеми перечисленными признака­ми, формируется иная система отношений к труду, к людям, к своим личным и общественным обязанностям. В дружном, сплоченном коллективе система отношений определяется разум­ным сочетанием личных и общественных интересов, умением подчинять личное общественному. Такая система формирует ясную и уверенную позицию каждого члена коллектива, знаю­щего свои обязанности, преодолевающего субъективные и объек­тивные препятствия.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школь­ного коллектива — коллектив класса, в рамках которого проте­кает основная деятельность школьников — учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он вы­полняет роль своеобразного фундамента, на базе которого фор­мируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки кол­лектива, приходим к выводу, что ученический коллектив — это группа учеников, объединенных общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятель­ности. Группа имеет общие выборные органы и отличается сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимо­стью при безусловном равенстве всех членов в правах и обя­занностях.

Ученический коллектив как система — это:

—органичная часть более сложного объединения — воспита­тельного коллектива, включающего, помимо детского, и коллек­тив педагогов-воспитателей;

—относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

—скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в про­цессе межличностного общения;

—субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

—носитель общего интегративного свойства — его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего кол­лектив как целостное образование, отличное от суммы со­ставляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях и ценностных ориентациях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;

—субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

При этом ученический коллектив рассматривается как систе­ма динамическая, развитие которой детерминировано измене­ниями во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом, в непосредственно окружающей коллектив среде, в ха­рактере педагогического руководства деятельностью коллектива. Движет процесс развития коллектива, как везде и всюду, борьба противоречий, возникающих между перспективами достигнуты­ми и планируемыми, между интересами коллектива и отдельных членов, между потребностями учеников и возможностями их удовлетворения в коллективе.