logo

Средства массовой информации и социализация

Особая роль в процессах социализации принадлежит средст­вам массовой коммуникации, которые являются разновидностью массового общения людей. Основные функции массовой комму­никации — поддержание и укрепление общественных отношений, утверждение идеологии правящих групп, социальное регу­лирование и управление, распространение научных знаний и культуры, организация развлечений и т. д. Следует отдельно выделить социально-психологические функции массовой коммуникации, в основе которых лежат потребности как общества в целом, так и отдельных социальных групп и людей. Информа­ция о социальных явлениях и группах, получаемая из средств массовой коммуникации, облегчает усвоение отдельным челове­ком социального опыта общества, его преобразование в собст­венные ценности и установки. Массовая коммуникация предос­тавляет неограниченные возможности для выбора социальных установок и ценностных ориентации личности. При этом наибо­лее продуктивно использование механизма идентификации, т. е. отождествление себя с членами этих групп.

Ребенок рано начинает испытывать воздействие средств мас­совой коммуникации. Первое место по своему влиянию на детей занимают электронные средства: кино, телевидение, видео. Они значительно потеснили печатные средства. Под их влиянием у современных школьников происходят серьезные изменения в психике. Особые проблемы возникают в связи с внедрением в на­шу жизнь компьютеров.