Виды и уровни образования
Образование составляется из того, что обучаемый приобрел в результате школьного обучения, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, приобретенных путем самообразования, и сведений, добытых путем стихийного (случайного) усвоения разнообразной информации. Наиболее надежная составная часть образования — школьная, приобретаемая в специально для этого созданных и контролируемых условиях. Она дополняется управляемым педагогами и контролируемым ими самообразованием обучаемых. В современных условиях человек располагает различными способами самостоятельного приобретения знаний из разных источников. Поэтому оценивать фактический уровень образованности людей непросто. Еще сложнее давать оценки направленности образования. Можно говорить лишь о большей или меньшей пригодности школьного образования для формирования определенных человеческих качеств.
Традиционно выделяют три вида образования: общее, политехническое и профессиональное.
Общее образование — предусматривает овладение знаниями основ наук. Его составляют циклы учебных предметов: общественно-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, производственно-технический, художественный. Общее образование приобретают в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.
Политехническое образование (от греч. poly — много и techne — ремесло) знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Основы этого вида образования учащиеся приобретают также в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.
Профессиональное образование направлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессиональной деятельности. Дается оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях.
Когда характеризуют специализацию, то употребляют такие понятия, как техническое, педагогическое, сельскохозяйственное и т. д. образование.
Компонеты общего среднего образования:
—система знаний о природе, обществе, человеке, способы деятельности, на которых основывается мировоззрение;
—опыт практической деятельности — система интеллектуальных и практических умений и навыков;
—опыт творческой деятельности, лежащий в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области;
—опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.
Знания — это отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса; отражаются в сознании в виде представлений, фактов, понятий, терминов, суждений, теорий.
Умения — способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике. По степени участия мышления выделяют две большие группы умений — умственные и практические, по характеру — общеучебные, трудовые, художественные, спортивные, игровые и пр.
Навыки — умения, доведенные до автоматизма благодаря многократному повторению. Для сформированных навыков характерны скорость и точность воспроизведения.
Опыт творческой деятельности — самостоятельное перенесение приобретенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы; видение новых функций объектов; самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в нечто новое; отражение структуры систем; альтернативное мышление и т. п.
Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения — это отношение к окружающему миру, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам, жизненная позиция личности. Главным способом усвоения эмоционального отношения при овладении содержанием школьного образования является переживание учащимися того, что изучается, восприятие объекта изучения как ценности.
- Раздел 1 общие основы педагогики
- Раздел 2 теория и технология обучения
- Раздел 3 теория и технология воспитания
- Структура ответа
- 1. Что такое...
- 3.Сущность...
- Раздел 1
- Возникновение и развитие педагогики
- Развитие педагогической мысли в XX в.
- Основные категории педагогики
- Формирование и развитие
- Педагогика как наука и искусство
- Структура педагогической теории
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогические течения
- Методы педагогических исследований
- Методологическая основа педагогики
- Традиционно-педагогические (эмпирические) методы
- Беседа как метод исследования
- Педагогический эксперимент
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения групповых (коллективных) явлений
- Количественные методы в педагогике
- Процесс развития человека
- Условия и факторы развития
- Наследственность и развитие
- Социальное наследование
- Влияние среды на развитие
- Развитие и воспитание
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Развитие младшего школьника
- Средний школьный возраст
- Старший школьный возраст
- Учет индивидуальных особенностей
- Идеалы воспитания
- Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
- Ценности и цели воспитания
- Ценности современной молодежи
- Цель воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Зарубежные педагогические течения
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- Педагогический процесс
- Педагогическая система
- Этапы педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Педагогические инновации
- Оптимизация педагогической системы
- Раздел 2
- Сущность процесса обучения
- Дидактика, ее основные категории
- Дидактические системы
- Современная дидактическая система
- Цели обучения и образования
- Задачи общеобразовательной школы
- Виды и уровни образования
- Продукт процесса обучения
- Содержание образования
- Принципы формирования содержания
- Способы реализации содержания
- Теории организации содержания образования
- Государственный образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебники и учебные пособия
- Условия и факторы обучения
- Комплексное влияние генеральных факторов
- Иерархия факторов обучения
- Раздел 2. Теория и технология обучения
- Закономерности обучения. История вопроса
- Общие закономерности обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Принципы и правила обучения
- Система дидактических принципов
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Мотивы - движущие силы учения
- Активность учения школьников
- Интересы и потребности
- Развитие мотивации учения
- Стимулирование учения
- Виды и типы обучения
- Методы обучения
- Методы обучения
- Выбор методов обучения
- Формы организации обучения
- Классно-урочная форма
- Требования к уроку
- Типы и структуры уроков
- Нестандартные уроки
- Подготовка урока
- Вспомогательные формы обучения
- Диагностика и контроль
- Контроль успеваемости
- Этапы и звенья контроля
- Оценка знаний, умений
- Раздел 3
- Задачи воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Общие закономерности воспитательного процесса
- Этапы воспитательного процесса
- Воспитание как социализация
- Средства массовой информации и социализация
- Общество сверстников и детская субкультура
- Принципы воспитания
- Общественная направленность воспитания
- Связь воспитания с жизнью, трудом
- Опора на положительное
- Единство воспитательных воздействий
- Методы и приемы воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности
- Методы стимулирования
- Формы воспитания
- Ученический коллектив
- Учение а. С. Макаренко о коллективе
- Коллектив и личность
- Коллектив и неформальные группы
- Педагогическое руководство коллективом
- Личностно ориентированное воспитание
- Комплексный подход к воспитанию
- Воспитательные дела
- Социально ориентированные воспитательные дела
- Этические воспитательные дела
- Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- Экологические и трудовые воспитательные дела
- Воспитание в семье
- Типы семейного воспитания
- Содержание семейного воспитания
- Стили семейного воспитания
- Методы воспитания детей в семье
- Педагогическая поддержка семьи
- Диагностика воспитанности
- Подласый Иван Павлович педагогика
- 100 Вопросов — 100 ответов
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
- Заказать и приобрести книги вы можете по адресу:
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,