logo

Методы организации деятельности

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характе­ризуют воспитанность личности. В этой связи организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.

Все методы этой группы основаны на практической деятель­ности воспитанников. Управлять этой деятельностью педагоги могут благодаря тому, что ее удается разбить на составные час­ти — конкретные действия и поступки, а иногда и на более мел­кие части — операции. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем к управлению деятельностью воспитанников (В. А. Сластенин).

Организация полезных дел воспитанника обязательно ведет к включению его в многоплановые отношения с другими людьми. Складывающиеся в процессе коллективных отношений различ­ные ситуации приводят к определенным поступкам, решениям, выбору той или иной линии поведения: сложные акты поведения и черты личности человека успешно формируются на основе бо­лее простых.

Всеобщий метод формирования необходимых качеств личнос­ти — упражнение. Он известен с древнейших времен и обладает исключительной эффективностью. В истории педагогики едва ли сохранился случай, чтобы при достаточном количестве разумно подобранных и надлежащим образом выполненных упражнений у человека не сформировался заданный тип поведения.

В освоении опыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзя научить ребенка писать, рас­сказывая, как «пишут другие»; невозможно обучить игре на музыкальном инструменте, только демонстрируя виртуозное исполнение. Точно так же невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целена­правленной деятельности. Способом привлечения к деятельности становится упражнение — практический метод воспитания, сущность которого состоит в многократном выполнении требуе­мых действий, доведении их до автоматизма. Результат упраж­нений — устойчивые качества личности: навыки и привычки. Этим качествам в жизни человека принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К. Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Многочисленные трудности, которые можно одолеть лишь привычкой, задерживали бы че­ловека на каждом шагу. Привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему воспитание, которое выпускает из поля зрения формирование полезных привычек и заботится лишь об умственном развитии, лишает это развитие крепчайшей опоры.

В современной педагогике существуют две точки зрения на осознанность (осмысленность) упражнений. Современная пове­денческая психология предлагает педагогам универсальную схему: стимул — реакция — подкрепление, исключая из этой цепочки понимание. Главное — устойчивая полезная привычка, а как она будет выработана, с участием сознания или без него, не суть важно. Наша школа не приемлет механистический под­ход и стремится к осознанной деятельности воспитанников, при­меняя методы убеждения. Плохо только то, что эти методы подчас применяются в неопределенно большой пропорции, даже там и тогда, когда в них нет нужды.

Эффективность упражнения зависит от системы упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты по­вторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения упражнений, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений, мотивации и стимулирования упражнений. Меж­ду такими важными факторами, как частота, объем упражне­ний, и достигнутыми результатами существует прямая зависи­мость: чем больше и чаще упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью. Эта за­висимость корректируется личностными особенностями. Число упражнений, которые должны выполнять разные ученики для выработки качеств на одном и том же уровне, не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Чем сложнее качество, тем боль­ше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки, тем чаще их нужно повторять, чтобы не забыть. Для выработки даже такого простого навыка, как завязывание шнурков на ботинках, детям нужно их завязать в сред­нем около 200 раз. Что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств!

Планируя систему упражнений, воспитателю надо предусмот­реть, какие навыки и привычки будут вырабатываться. Адекват­ность упражнений спроецированному поведению — еще одно важное условие педагогической эффективности этого метода. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки. Поэтому воспитательные упражнения не выдумываются, а берутся из жизни, задаются реальными ситуациями. В первую очередь используются упраж­нения для выработки общечеловеческих нравственных качеств, дефицит которых в современном обществе становится все ощу­тимее. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех противо­речивых жизненных ситуациях. Чтобы сформировать устой­чивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее укореня­ются в нем привычки (К. Д. Ушинский). Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, правильно оценивает с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организован­ность, дисциплина, культура общения — качества, которые осно­вываются на сформированных воспитанием привычках. Непременное условие эффективности упражнений — создание целостной системы постепенно усложняющихся упражнений, в которых постепенно же развиваются и крепнут полезные навы­ки и привычки.

Требование — это метод воспитания, с помощью которого нор­мы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспи­танника и проявление у него определенных качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определен­ность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Предъявля­ется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голо­са, мимикой. Косвенное требование (совет, просьба, намек, дове­рие, одобрение и т. д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интере­сы, стремления воспитанников.

Наиболее употребительными формами косвенного требования являются:

—требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанни­ка, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимо­сти рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением ко­торого он дорожит;

—требование в игровом оформлении (требование-игра). Опыт­ные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставля­ют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства;

—требование доверием. Когда между воспитанниками и пе­дагогами складываются дружеские отношения, доверие проявля­ется как естественное отношение уважающих друг друга сторон;

—требование-просьба. В хорошо организованном коллек­тиве просьба становится одним из наиболее употребимых средств воздействия. Она основывается на возникновении то­варищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимно­го доверия и уважения;

—требование-намек. Оно успешно применяется опытными пе­дагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование;

—требование-одобрение. Вовремя высказанное педагогом, оно действует как сильный стимул. В практике мастеров педа­гогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Пря­мые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мо­раль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопро­тивлении.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которо­го воспитатель сам добивается от воспитанника нужного по­ведения, называется непосредственным. Требования воспитан­ников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опо­средованные. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий — последующие требова­ния к товарищам.

Одно из основных условий эффективности данного метода— чувство меры: «Приучайте дитя сначала повиноваться двум-трем легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни мно­жеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться», — пи­сал К. Д. Ушинский.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уров­не сформировать требуемое качество. Нередко приучение со­провождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с на­казанием.

Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неиз­бежное для этого метода, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающе­го дрессировку, требует по возможности смягчения этого мето­да и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми. Приучение плюс игра — влияние действенное и гу­манное.

Приучение применяется на всех этапах воспитательного про­цесса, но наиболее эффективно оно на ранней стадии. Условия правильного применения приучения следующие:

•Ясное представление о цели воспитания у самого воспита­теля и его воспитанников. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, то приучение возможно лишь на основе беспрекословного повиновения. Толка не будет, пока ребенок не поймет, что это ему необходимо.

•Приучая, воспитатель должен четко и ясно формулиро­вать правило, но не давать казенно-бюрократические указа­ния типа «Будь вежливым», «Люби свою родину». Лучше сказать примерно так: «Чтобы люди оценили твою неотра­зимую улыбку — вычисти зубы»; «У неряхи нет будущего: грязные уши отпугивают людей»; «Приветствуй соседа—и он будет вежлив с тобой».

•На каждый отрезок времени должен быть выделен опти­мальный объем действий, посильных для воспитанников. Для выработки привычки необходимо время, торопливость здесь не приближает, а отдаляет цель. Вначале надо позаботиться о точности выполнения действий и лишь затем о быстроте.

•Показывайте, как выполняются действия, какие получают­ся результаты. Сравните грязные и вычищенные ботинки, отутю­женные и мятые брюки, но так, чтобы это сравнение вызвало отклик в душе воспитанника, заставило его устыдиться своей неряшливости и вызвало желание от нее избавиться.

•Лучше использовать последовательно-параллельную схему приучений. Если воспитывать качества личности последователь­но, одно за другим, то это потребует очень много времени. Но нельзя сразу параллельно формировать все качества. Определи­те, какие из них органично сочетаются между собой, наметьте группы качеств, в которых уже сформированные качества об­легчают воспитание новых нужных черт.

•Приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.

•Значительный педагогический эффект дает приучение в иг­ровой форме. Ребенок добровольно выполняет определенные пра­вила поведения без всяких указаний со стороны. Использовать игры целесообразно в тех случаях, когда цели деятельности недостаточно привлекательны для воспитанников или процесс достижения цели скучен, однообразен, сопряжен с неприятны­ми ощущениями.

Хорошие результаты дает метод поручений. С помощью по­ручений школьников приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении, изготовить игрушки для подшефного детского садика, украсить к празднику классную комнату и т. д. Для того, чтобы развить необходимые качества, неорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Причем не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения, осо­бенно старшим ребятам. Контроль может иметь форму провер­ки в процессе выполнения, отчета о выполненной работе и т. п. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного по­ручения.

Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют мето­дом воспитывающих ситуаций. Выделяется несколько важных моментов, обязательных для успешного применения воспиты­вающих ситуаций. Прежде всего ситуации не должны быть на­думанными, но отражать жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Такие ситуации школьная жизнь преподносит на каж­дом шагу.

Немалую роль для успешного использования метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реак­ции педагога, заранее готовит себя к сопротивлению и, если дей­ствия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при единственном и важном условии: они должны быть пра­вильно поняты именно как гуманные действия, а не проявления слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает се­бя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

Метод имеет модификации. Это может быть проиллюстриро­вано на примере организации так называемых ситуаций «непри­нужденной принудительности» (термин Т. Е. Конниковой). Смысл в том, что школьникам предъявляется «нравственный образец», пример правильного поведения, и создаются условия, побуждающие их к аналогичному поведению.