logo

Принцип систематичности и последовательности

Принцип опирается на следующие научные положения: чело­век только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; универсаль­ным средством и главным способом формирования системы научных знаний является определенным образом организованное обучение; система научных знаний создается в той последова­тельности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся; процесс обучения состоит из отдельных шагов и протекает тем успешнее, приносит тем большие результаты, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов; если систематически не упражнять навыков — они утрачиваются; если не приучать учащихся к логическому мышлению, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей мыслительной деятельности; если не соблюдать системы и последовательности в обучении, то процесс развития учащих­ся замедляется.

В практической деятельности принцип систематичности и последовательно­сти реализуется путем соблюдения многих правил обучения.

Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение учащимися систе­мы знаний. Разделяйте содержание учебного материала на логически завер­шенные части (модули, шаги), последовательно их реализуйте, приучайте к этому учащихся.

Не допускайте нарушения системы как в содержании, так и в способах обучения, а если система нарушена, немедленно ликвидируйте пробелы, что­бы предупредить неуспеваемость.

Пользуйтесь проверенной схемой формирования теоретических знаний: ус­тановите объект и предмет (природы и научной теории), изложите основания теории, раскройте инструментарий теории, объясните следствия теории и по­кажите границы ее применения.

Помните: то, что является элементарным и простым исторически и логичес­ки, часто оказывается самым трудным для сознательного усвоения. Поэтому с особой тщательностью внедряйте логику науки и исторического процесса в соз­нание учащихся.

Ничего не следует добавлять к объяснению нового материала кроме того, что вступает в ассоциативные связи легко, просто, естественно. Идеи, искус­ственно вплетенные в тему урока (образовательные, развивающие, воспитатель­ные), снижают его ценность. Учитывая это, планируйте усвоение важнейших идей на весь период учебно-воспитательного процесса в соответствии с содер­жанием обучения и возможностями учащихся.

Проводите повторение изученного не только в начале урока для проверки уровня усвоения и не только в конце урока с целью закрепления полученной информации, но также и по завершении каждого логически законченного от­резка обучения в ходе урока.

Не забывайте, что понимание системы требует логики, а формирование ее — также чувств и эмоций. Обучайте энергично, с подъемом, используйте яркие факты из жизни, литературы: понятия объясняют, образы влекут, сти­мулы побуждают к действию.

Не забывайте совета Я. А. Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.