logo

Содержание семейного воспитания

Содержание воспитания в семье определяется генеральной це­лью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллекту­ально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направ­ления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются патриотичес­ким, экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается в том, что при­оритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Фи­зическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, за­нятия спортом, закаливание организма и т. д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Разви­тие познавательных интересов, способностей, наклонностей и за­датков ставится в центр родительской заботы.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отноше­ний, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей — любви и ува­жения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нрав­ственные качества: разумные потребности, дисциплинирован­ность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или как минимум давать им представление о прекрасном в окружающей жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложен­ную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей в семье закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудить­ся, путь один — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от тру­дового воспитания.

Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень оп­рятны», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети уди­вительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отда­вали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжири­ванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудиться на ниве воспитания. Для родителей семейное воспитание — про­цесс сознательного формирования физических и духовных качеств своих детей. Каждый отец и каждая мать должны хорошо понимать, что они хотят воспитать в ребенке. Этим определяется сознательный характер семейного воспитания и тре­бование разумного, взвешенного подхода к решению воспита­тельных задач.