logo

Беседа как метод исследования

К традиционным методам педагогических исследований отно­сятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются от­ношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен, умело применяя целенаправленные беседы, получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим иссле­дователя проблемам также получают с помощью бесед. Но бесе­ды— не всегда надежный метод. Поэтому его применяют чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъ­яснений и уточнений того, что не было достаточно ясным при на­блюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять не­избежный оттенок субъективизма, применяются специальные меры: 1) разработка четкого, продуманного с учетом личности собеседника плана беседы; 2) обсуждение интересующих иссле­дователя вопросов в различных ракурсах и связях; 3) варьиро­вание вопросов, постановка их в приятной для собеседника фор­ме; 4) умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Искусству беседы нужно долго и терпеливо учиться.

Ход беседы с согласия собеседника может записываться. Совре­менные технические средства позволяют делать это незаметно для испытуемых. Правдивости информации это однако способст­вует мало.

Разновидность беседы, ее новая модификация — интервьюи­рование, воспринятое из социологии. Оно используется редко и не находит широкой поддержки среди исследователей. Интер­вьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ста­вит их в определенной последовательности. Ответы готовятся заранее. Но даже заранее подготовленные ответы тоже не всегда правдивы. Поэтому, применяя интервьюирование, не следует за­бывать предостережение древних: язык человеку дан не только для того, чтобы излагать свои мысли, но и для того, чтобы ус­пешно их скрывать.