logo

Активность учения школьников

Отношение школьников к учению обычно характеризуется ак­тивностью (учения, освоения содержания и т. п.), которая опре­деляет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активно­сти выделяются следующие компоненты:

—готовность выполнять учебные задания;

—стремление к самостоятельной деятельности;

—сознательность выполнения заданий;

—систематичность обучения;

—стремление повысить свой личный уровень и др.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения школьников — самостоятельность, связанная с определением объекта, средств деятельности, ее осу­ществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность школьников неотделимы: более активные школьники, как правило, и более са­мостоятельны, недостаточная собственная активность школьника ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью школьников называют активизацией. Ее можно определить как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассив­ной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной ра­боте. Главная цель активизации — формирование активности обучаемых, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Педагогическая практика использует различные пути активиза­ции, основной среди них — разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуа­ции, в которых обучаемые должны:

—отстаивать свое мнение;

—принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

—ставить вопросы своим товарищам и учителям;

—рецензировать ответы товарищей;

—оценивать ответы и письменные работы товарищей;

—заниматься обучением отстающих;

—объяснять более слабым ученикам непонятные места;

—самостоятельно выбирать посильное задание;

—находить несколько вариантов возможного решения позна­вательной задачи;

—создавать ситуации самопроверки, анализа личных позна­вательных и практических действий;

—решать познавательные задачи путем комплексного приме­нения известных им способов решения.

Все новые технологии обучения имеют в виду прежде всего повышение активности школьников: истина, добытая путем соб­ственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Большие возможности на этом пути открывает внедре­ние в учебный процесс нового поколения интерактивных учеб­ных пособий, вынуждающих обучаемых постоянно отвечать на вопросы, поддерживать обратную связь, — специализированных компьютерных программ, мультимедийных обучающих систем, постоянно текущего тестового контроля достижений. Режим обучения, создаваемый этими средствами, иногда бывает на­столько активным, что вызывает обеспокоенность учителей из-за чрезмерного напряжения органов чувств и умственных сил обучаемых.