logo

Педагогическая поддержка семьи

Школе принадлежит ведущая роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной ко­ординации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения. Коорди­нация деятельности школы, семьи и общественности по воспи­танию детей осуществляется в определенных организационных формах:

— координация планов воспитательной работы педагоги­ческого коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадио­нов, милиции и здравоохранительных органов с четким рас­пределением функций каждого из участников воспитательного процесса;

—организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффектив­ным приемам работы с детьми;

—тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнару­живаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через роди­тельские объединения, носящие различные названия: родитель­ские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содей­ствия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), в котором указаны главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятель­ности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа—семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, ку­да традиционно их не допускали: выбор предметов для обучения, определение объемов их изучения, составление учебных планов, изменение сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбор профиля школы, выработка внутришкольных уставов, разработка системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, система поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья стано­вятся действительными партнерами в воспитании детей, где ка­ждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.

Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лекто­рии, родительские университеты, «круглые столы», конферен­ции, родительские школы, многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно органи­зовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных во­просов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родитель­ские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распростра­нение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравст­венных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с соз­дания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педа­гогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои зна­ния, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспеваю­щими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой систе­мой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи — значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на раз­витие у детей интеллекта, нравственных качеств, физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

•креативности — свободного развития способностей детей;

•гуманизма — признания личности в качестве абсолютной ценности;

•демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

•гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

•ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

•приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.

Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ло­жится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также учителей, работающих в данном классе. Важ­ной частью его практической деятельности по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся на дому, изучение условий их жизни на месте, согла­сование и координация с родителями совместных мер по уси­лению воспитательного воздействия, предотвращению неже­лательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждают­ся в педагогических советах, профессиональной поддержке.

В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизио­логических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направле­ниях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интел­лектуальном; новых сферах интеллектуального освоения дейст­вительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и пат­риотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и от­ветственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состоя­ний, возникновение затруднений в семейном воспитании, ответ­ственность перед обществом, страной и Богом.

На родительских собраниях важно не просто информиро­вать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фак­тах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути пре­одоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публично­му шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и при­говоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, ка­тегорическое суждение, так как понимает насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родите­лям — мягкие, взвешенные, добрые.

Постоянная тема для обсуждения на родительских собра­ниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.

Сохраняет остроту проблема нравственного воспитания под­растающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях. В последние годы многие классные руководители приглашают для бесед на темы нравственности местных священнослужителей. Образую­щиеся объединения «школа—семья—церковь» обладают больши­ми воспитательными возможностями, и хотя по закону школа отделена от церкви, вряд ли разумно возражать против духовно­го влияния, идущего на пользу родителям и их детям, способ­ного приостановить процессы «одичания» молодежи.

Традиционной формой работы классного руководителя с семь­ей остается приглашение родителей в школу для беседы. Пово­дом для этого в школах с гуманистической ориентацией стано­вятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна — не­довольство поведением или учебой, а повод — конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, а школу от детей. Многие шко­лы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки школьника, если они случатся перед очередным посещением, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положитель­ном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно приходится общаться с четырьмя—пятью родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее воздействие на всех школьников — отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.

Классный руководитель при посещении своих воспитанников изучает на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику мно­гое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:

•Не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями по­лучить приглашение от члена семьи.

•Проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.

•Исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, под­сказывайте пути их решения.

•Беседуйте в присутствии учащегося, только в исключитель­ных случаях требуйте конфиденциальной встречи.

•Не предъявляйте претензий к родителям.

•Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника.

•Советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи.

•Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкрет­ных совместных делах.

•Не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержан­ны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.