logo

Контроль успеваемости

Существует прямая и непосредственная зависимость про­дуктивности обучения от количества, качества, полноты, свое­временности (оперативности), глубины, объективности кон­троля. Контроль — это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контро­ля. Основной дидактической функцией ее является обес­печение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени ос­воения учебного материала, своевременное выявление недос­татков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью опреде­ление не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В табелях успеваемости, классных журналах, базах (банках) данных и т. д. оценки фиксируют­ся в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, «зарубок», памятных знаков и т. п.).

Основой для оценивания успеваемости учащегося являют­ся итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы учащихся. Количественные показатели фиксируются преиму­щественно в баллах или процентах, а качественные — в оценочных суждениях типа «хорошо», «удовлетворительно» и т. п. Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее согласованный (установленный) балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» — балл 5).

Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мо­тивации, влияния на личность. Именно под влиянием объектив­ного оценивания у школьников создается адекватная само­оценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностичес­кой значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирова­ния обученности (успеваемости) учащихся являются объектив­ность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностичес­ких тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, рав­ном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, уме­ний. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования, а также педагогов, осуществляющих диагностирование.

Требование принципа систематичности состоит в необхо­димости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального воспри­ятия знаний и до их практического применения. Систе­матичность заключается и в том, что регулярному диагно­стированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплекс­ного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, про­верки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностиро­вания.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит нагляд­ный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним и об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации про­белов.