logo

Принципы воспитания

Принципы организации воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, которые выра­жают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.

Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, иг­норирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспита­тель, нарушающий требования принципов, устраняется от руко­водства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них — например, принципов гуманизма, уважения к личности — может быть привлечен даже к судебному пресле­дованию.

Комплексность. Принципы воспитания предполагают их од­новременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в це­почке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундамен­тальные положения равнозначны, среди них нет главных и вто­ростепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвраща­ет возможные нарушения воспитательного процесса.

Вместе с тем принципы воспитания — это не готовые рецеп­ты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь ко­торыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опы­та, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обу­словлена.

Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

—общественная направленность воспитания;

—связь воспитания с жизнью, трудом;

—опора на положительное в воспитании;

—единство воспитательных воздействий.

В систему нередко включают также принципы гуманизации, личностный (индивидуальный) подход, национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гумани­зация воспитания, личностно сориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип нацио­нального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды.