logo

Наследственность и развитие

Установлено, что процесс и результаты человеческого разви­тия детерминируются совместным воздействием трех генераль­ных факторов — наследственности, среды и воспитания. Базу развития образуют врожденные и унаследованные предрасполо­жения, обозначенные обобщающим термином «наследствен­ность». Врожденные и унаследованные предрасположения разви­ваются при воздействии главных внешних влияний — среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным, либо, при переоценке одного или другого внешнего слагаемого, негармоничным. Возможно также, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием.

Природное (биологическое) начало в человеке связывает его с предками, а через них со всем живым миром, особенно с высши­ми животными. Отражение биологического — наследственность, под которой понимается передача от родителей детям определен­ных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свой­ствах организма. Генетика расшифровала наследственную про­грамму развития человека.

Наследственные программы развития человека включают детер­минированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческо­го рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей детям передают­ся внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным относятся также особенности нервной сис­темы, обусловливающие характер протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические рас­стройства, болезни (например, шизофрения) могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные рас­стройства — карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные облас­ти наследственной программы предоставлены для последующе­го дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исклю­чительную возможность для реализации своей человеческой по­тенции через саморазвитие и самосовершенствование. Таким об­разом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

Педагогический аспект исследований закономерностей чело­веческого развития охватывает изучение наследования интел­лектуальных, специальных, социальных, моральных и духовных (в широком смысле) качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к определен­ному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задат­ков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследовани­ях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно: на­следуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки развиваются или не разви­ваются. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду вроде Рафаэля реализовать свой талант — зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, на­конец от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способ­ностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельно­сти. Педагоги-гуманисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способ­ны практически к неограниченному духовному развитию. Имею­щиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что наследственность может быть неблагоприятной для развития интеллектуальных способностей.

Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей, рожденных алкоголиками, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые на­следственные психические заболевания.

Многие педагоги, опираясь на новейшие исследования, счита­ют доказанным интеллектуальное неравенство людей и пер­вопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людь­ми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Улучшение человека через генетику не достигается. Лишь воспитание спо­собно постепенно его облагородить.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задат­ков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исхо­дит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию того, что заложено в человеке при­родой, и поэтому должно быть лишь приспособлено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков нет особых разногласий между представителями различных педагогических систем. Специ­альными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, дос­тигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности такие задатки проявляются в раннем возрасте, если ребенку предоставляются необходимые условия. Специальными за­датками являются музыкальные, художественные, математичес­кие, лингвистические, спортивные и др.