logo

Нестандартные уроки

С середины 70-х гг. XX в. в отечественной школе обнаружи­лась опасная тенденция к снижению интереса школьников к за­нятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педа­гоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбужде­ние и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие с нетрадиционной структурой. Мнения педагогов на нестандарт­ные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогичес­кой мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нару­шением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Анализ педагогической литературы позволил выделить не­сколько десятков типов нестандартных уроков. Среди них уроки «погружения», деловые игры, пресс-конференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, теат­рализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы, диалоги и многие другие.