logo

Развитие младшего школьника

В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная пере­мена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решитель­ными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанно­сти, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

В биологическом отношении младшие школьники пережива­ют период второго округления: у них по сравнению с предыду­щим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завер­шается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С раз­витием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все тка­ни детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная сис­тема, интенсивно развиваются функции больших полушарий го­ловного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в сред­нем до 1400г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяет­ся взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: последний становится более сильным, но по-прежнему преобла­дает процесс возбуждения — и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев).

Познавательная деятельность младшего школьника преиму­щественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сфор­мировать или развивать у школьников, диктуют педагогам стро­гую направленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Восприятие младших школьников отличается неустой­чивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но вместе с тем он с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день рас­крывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправ­ленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углуб­ляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен вос­питанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, во­левых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоцио­нально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит фор­мами, красками, звуками, ощущениями вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться в начале школь­ной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качес­твенно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функ­цией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь осо­бенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики орга­низации познавательной деятельности можно получить совер­шенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Сло­варный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения прояв­ляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословно­го запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник за­поминает 3—5, а младший школьник — 6—8. Его память име­ет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Одна­ко ученики начальной школы не умеют распорядиться своей па­мятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учеб­ного труда.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверст­никами (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллек­тивизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимо­помощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет боль­шие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подра­жанию, огромный авторитет, которым у них пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко­моральной личности. Основы нравственного поведения закла­дываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социа­лизации личности огромна.

Начальная школа включает своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личнос­ти ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или стар­шим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой — при этом максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытать двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культу­ру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.